Мотет

франц. motet, от mot — слово; лат. motetus; англ. motet, итал. motetto, нем. Motette

Жанр многоголосной вокальной музыки. Возник в 12 в. во Франции, с 13 в. по сер. 16 в. оставался важнейшим жанром зап.-европ. духовной и светской многогол. музыки. При этом признаки его претерпели существ. изменения. Самые ранние мотеты появились в муз. кругах Собора Парижской богоматери; их прообразами, по-видимому, служили кондукт и клаузула Перотина. Первоначально мотет был близок к органуму; он представлял собой двухголосное муз. произв., в к-ром к тенору, основанному на мелизматич. отрывках напевов католич. службы (см. Григорианское пение), присоединялся новый голос, исполняющийся на др. текст. Этот голос получил назв. motetus, к-рое перешло и на всё произведение. Вскоре появились и 3-гол. (двойные), 4-гол. (тройные) мотеты с добавлением новых голосов к 2-гол. кондукту или к тому же 1-гол. тенору. Второй муз. голос назывался в них duplum, далее следовали motetus и triplum. На начальной стадии развития мотета подтекстовка верхних голосов, мелодически несколько более богатых сравнительно с тенором, являлась развитием подтекстовки тенора - в ней повторялись с добавлениями важнейшие слова и выражения тенора. Позднее в этой подтекстовке стали давать расширит. толкование осн. текста, как бы свободные комментарии к нему. С течением времени подтекстовка приобретала всё большую самостоятельность как по словарному составу, так и по содержанию. Постепенно стали отдавать предпочтение текстам на простонародном языке, к-рые противостояли латыни тенора и по своему содержанию - юмористически-шуточному, сатирическому или эротическому. Каждый из голосов обычно исполнялся не только на особый текст, но зачастую и на ином, чем в др. голосах, языке. В теноре долгое время сохранялся лат. язык, в верхних голосах обычно применялся франц. язык и его местные наречия. Нередки были замены одного текста другим, напр. духовного светским и наоборот. В верхних голосах часто использовались народно-песенные мелодии; литургич. тенор порой заменялся свободно сочинённым, а иногда и нар. напевом, вокальным или инструментальным. Голоса могли поддерживаться инструментами. Типическим для эпохи ars antiqua стал 3-гол. мотет, в к-ром над инструментальным тенором звучали проходивший в относительно умеренном движении motetus и более оживлённый и подвижный triplum, исполнявшиеся с разл. текстами. Вначале все вок. партии пелись мужчинами, затем для исполнения triplum, а в эпоху ars nova и motetus стали привлекать мальчиков-дискантистов. В числе виднейших авторов мотета эпохи ars antiqua - Перотин, Франко Кёльнский, ученик Перотина Пьер де Круа, к-рый применил в triplum ритмич. дробление вплоть до не использовавшейся до этого минимы.

Важным нововведением эпохи ars nova явился т. н. изометрический мотет - вид мотета, созданный Филиппом де Витри и широко представленный в творчестве Г. де Машо. Принцип его заключался в следующем: ритм части (10-20 тт.) проходящего в теноре литургич. напева рассматривался как "остинатная" формула, к-рая возвращалась на протяжении напева и на его повторениях, т. о. та же звуковысотная линия всё время получала новое ритмич. оформление. Возвращающаяся ритмич. формула получила название talea, повторяющаяся звуковысотная формула - color. Последняя проходила до 12 раз. После этого могли использоваться новые мелодии и ритмич. формулы, на основе к-рых строилась новая часть мотета. Порой и сама ритмич. формула проводилась в уменьшении, в увеличении и т. п. Несмотря на столь сложное строение, мотет нередко сохранял связь с распространёнными бытовыми жанрами. Так, Г. де Машо для тенора своих мотетов порой использует песенные мелодии. Одноврем. применялись разл. виды изложения, переменные мензуры, и т. п. Ткань в норме была четырёхголосной - к тенору присоединялся выполнявший функции гармонич. заполнения контратенор.

В ранних франц. мотетах авторы согласовывали каждый из голосов лишь с соседним по высоте, в связи с чем в целом нередко образовывались диссонантные звукосочетания. С течением времени, однако, начинает придаваться большее значение гармонич. вертикали; одноврем. возрастает роль терций и секст, к-рые ранее избегались как диссонансы, намечается осмысление ладо-функциональных отношений. Кристаллизуются зачатки тематизма, что делает возможным применение имитаций.

Дальнейшее развитие мотет получил в творчестве Дж. Чикония (Италия), широко применявшего имитационное и канонич. изложение, у Дж. Данстейбла (Англия), а также у работавших в Италии и Франции представителей нидерландской школы Г. Дюфаи, Й. Окегема и Я. Обрехта.

В 15 в. намечается более широкое, чем прежде, понимание жанра мотета. Мотетом в это время часто называют любое муз. произведение, более развитое, сложное и торжественное по содержанию сравнительно с песней, хотя бы в нём и не было заимствованного тенора. Одним из ведущих авторов мотета 15 в. был принадлежавший к той же школе Жоскен Депре. Он отказался от применения в мотете нескольких одноврем. звучавших текстов, мешавших восприятию друг друга, и стремился возможно более ясно донести до слушателя единый для всего мотета текст. В связи с этим наряду с имитационным складом он применяет гармонически-аккордовый; ритмические различия между голосами в его мотетах сглаживаются.

В 16 в. этот процесс нашёл продолжение в творчестве О. де Лассо, Дж. Габриели и Палестрины. Однородность, равноправие голосов возрастают, вырабатывается стиль чисто вокальной (без участия инструментов) хор. полифонии. В наиболее развитом виде этот стиль, получивший официальное одобрение рим. церкви, предстаёт в мотетах Палестрины. Во франц. мотетах 16 в. полифония также в значит. мере уступает место хоральному аккордовому складу; здесь формируются 2 осн. разновидности мотета - праздничный, декоративно-красочный мотет с чертами концертности (противопоставление группы солистов и хора) и "камерный", более скромный по масштабам и использованным средствам, интимный по содержанию.

Свой вклад в развитие мотета в 15-16 вв. вносят чешские и польские мастера Хотя в их мотетах ощущается связь с католич. литургич. напевами, одновременно заметно и воздействие национальной нар. песенности, к-рое сказывается и в тематизме, и в приемах развития, в частности в широком применении вариационно-распевной разработки материала. Лучшие образцы чешских и польских мотетов приобрели известность и за пределами Чехии и Польши. Так, один из мотетов польского композитора Вацлава из Шамотул был издан в 1554 в Нюрнберге в собрании "Избранные псалмы", куда, как было указано в предисловии, вошли сочинения, созданные "превосходнейшими современными мастерами музыкального искусства".

В 17 в. развитие мотета проходило одноврем. по разл. руслам. Полифонич. хоровой мотет культивировался в Германии и Италии, особенно в Риме, где вплоть до 19 в. поддерживались традиции иск-ва Палестрины.

В Германии в то же время возникли новые разновидности мотета - песенный мотет (на духовные песенные мелодии в качестве Cantus firmus) и "Spruch-Motette" (на изречения из текстов нем. богослужения); их ведущие представители - X. Л. Хаслер, И. Г. Шеин, Г. Шюц. В Италии Л. Виадана своими "Десятью духовными концертами" ("Cento concerti ecclesiastici", 1602) утвердил тип 1 - 4-гол. сольного мотета с генерал-басом. Эти разновидности мотета сыграли определенную роль в формировании объединившей их черты нем. духовной кантаты, в области к-рой до Баха работали Д. Букстехуде, И. Пахельбель и др. Вершину развития мотета составляют 8 мотетов И. С. Баха. 6 из них изложены a cappella (4 для двойного хора); по-видимому, вок. партии в них могли дублироваться инструментами. 2 мотета, в к-рых выписаны и инструментальные партии, приближаются к кантате. Лишь в эпоху романтизма композиторы окончательно отказываются в мотетах от привлечения инструментов.

В Южной Германии и Австрии мотет в 18 в. развивается под влиянием итал. сольного мотета (А. Кальдара, И. Й. Фукс, М. Гайдн, В. А. Моцарт). Во Франции название мотета носят в это время сочинения типа кантаты. В Великобритании возникает нац. разновидность мотета - энезем, получает развитие кантата типа мотетов Г. Ф. Генделя.

В 19 в. мотет культивируется как хор. произв. на текст серьезного характера, порой включающий религ. мотивы, но не связанный непосредственно с культом. В числе авторов таких М. - Р. Шуман, Ф. Мендельсон, И. Брамс, М. Брукнер, М. Регер, Ш. Гуно, К. Сен-Санс, В. д'Энди и др. В 20 в. в связи с попытками обновления церк. музыки вновь создаются духовные мотеты, в к-рых традиции старинной церк. музыки сочетаются с применением новых выразит. средств (И. Н. Давид, Й. Дистлер, Э. Пеппинг и др.).

Литература: Ливанова Т., История западноевропейской музыки до 1789 года, M.-Л., 1940, с 96-99, 107-109, 121-22, 125, 131-32; Грубер Р. И., История музыкальной культуры, т. 1, ч. 2, M.-Л., 1941, с 160-82, 208, 212, 218, 374-80, 449-458, т. 2, ч. 1, M.-Л., 1953, с. 98-101, 282-83, т. 2, ч. 2, M.-Л., 1959, с. 85-90; Бэлза И., История польской музыкальной культуры, т. 1, M.-Л., 1954; его же, История чешской музыкальной культуры, M., 1959.

реклама

вам может быть интересно

Аллеманда Музыкальные жанры
Эфиопская музыка Национальные культуры

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Оратория Музыкальные жанры
Lamento, ламeнто Термины и понятия
Ноты Термины и понятия
Комическая опера Опера, вокал, пение
Балетмейстер Балет и танец
Румынская музыка Национальные культуры
Бард Термины и понятия
Трио-соната Термины и понятия
Набат Музыкальные инструменты

Реклама

Категории словаря

музыкальные жанры, опера, вокал, пение

просмотры: 10306
добавлено: 12.01.2011



Спецпроект:
Мир музыки Чайковского
Смотреть
Спецпроект:
На родине бельканто
Смотреть