О пении и умении

Вышел сборник новейшей музыкальной критики

18.09.2003 в 17:07

"О пении, об опере, о славе" - новая книжка плодовитой музыкальной серии "Волшебная флейта". Автор новинки - главный редактор "Аграфа" Алексей Парин, человек множества профессий, одной из которых является музыкальная журналистика.

Внешне книжка выглядит как некая энциклопедия современного оперного мира. Содержание представляет собой список самых разных имен - наших и заграничных, легендарных и знакомых скорее специалистам. Все эти имена напрямую связаны с оперой. Самый большой блок - певцы. Их условно можно разделить на четыре категории: статусные отечественные звезды (скажем, Образцова, Архипова, Масленников), наши на западе (Лейферкус, Гулегина, Прокина, Чернов), наша молодежь (Гурякова, Герзмава, Швец) и зарубежные первачи (от Дитриха Фишера-Дискау до модной Чечилии Бартоли и французского барочника Жерара Лена).

Гораздо более скромный блок - дирижеры. К этой профессии автор явно испытывает наименьший интерес. Здесь круг очевидных российских имен (Светланов, Рождественский, Гергиев, Колобов) совсем немного расширен за счет Рикардо Мути и нескольких более скромных фамилий.

И последний, самый передовой и, наверняка, самый дорогой автору раздел составляют симптоматично помещенные вместе оперные режиссеры и интенданты. Характерно, что среди них нет патриарха советской оперной режиссуры и, фактически, единственного серьезного его представителя - Бориса Покровского. Отсутствие новых наших героев в этой области - Дмитрия Бертмана и Дмитрия Чернякова - специально оговорено в предисловии и объясняется чересчур дружескими отношениями автора с обоими персонажами. Зато имеются такие ключевые фигуры, как Рольф Либерман, возглалявший Парижскую оперу в 70-е, его ученик Жерар Мортье, эпохой которого стали девяностые годы в Зальцбурге, нынешний правитель Зальцбурга Петер Ружичка, знаковые для европейского театра режиссеры Гетц Фридрих, Патрис Шеро, Петер Конвичный. Книга многозначительно заканчивается материалом о нынешнем директоре Большого Анатолии Иксанове - первом российском оперном директоре, который претендует называться заграничным словом "интендант".

Но на самом деле, объемистый и вполне академично представленный том меньше всего является строгой и взвешенной энциклопедией. Это сборник журналистских штудий Алексея Парина, написанных примерно за последние десять лет. Интервью и рецензии были сделаны им большей частью для газет "Сегодня" и "Независимая", журналов Большого и Мариинки, радио "Эхо Москвы". Все они бравируют принятой в нашей журналистике речью от первого лица и, естественно, очень разнятся в зависимости от формата издания. Пространные культурологические рассуждения, которые автор мог себе позволить в специализированных изданиях, и какое-нибудь злободневное интервью собраны в один том, хотя были когда-то предназначены для совершенно разных читателей.

Такая же пестрая картина и с интервью - которые, тем не менее, представляют главную ценность издания. Скажем, Ирина Архипова рассказывает про систему партийных покровителей, которая существовала у солистов Большого театра в советское время. А Алексей Масленников вспоминает дивный пример горького юмора Шостаковича: как-то раз, получив премию имени Глинки, обладатель многочисленных Государственых и Ленинских наград порадовался - "Наконец-то мне дали премию, которую не дают дояркам!" Однако, все эти ценные с мемуарной точки зрения байки вокалистов (особенно отечественных) довольно странно выглядят в одной книге с откровениями европейских интеллектуалов, к которым принадлежат руководители знаменитых европейских фестивалей, то есть люди, для которых профессией является производство мыслей и концепций, а не производство звуков.

В увековечивании результатов журналистского труда всегда присутствует определенная амбициозность автора. Но в данном случае смысл сборника, безусловно, не только в ней, а в том пусть субъективном, но все же достаточно широком спектре тем, героев, проблем и предпочтений, который он демонстрирует. Последнее десятилетие было очень важным для такой молодой в России профессии, как музыкальная журналистика. И неизвестно, осталась бы от этого десятилетия какая-нибудь память, не будь один из ведущих российских критиков одновременно главным редактором одного из успешных московских издательств.

Екатерина БИРЮКОВА, izvestia.ru

реклама

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Реклама



Тип

статьи

Раздел

классическая музыка, опера

просмотры: 3337



Спецпроект:
На родине бельканто
Смотреть
Спецпроект:
Мир музыки Чайковского
Смотреть