Эдуард Францевич Направник

Eduard Nápravník

Направник. «Гарольд». Успокойся, дорогой (М. Мей-Фигнер)

Эдуард Францевич Направник / Eduard Nápravník

Направник вошел в историю русской музыки как замечательный дирижер и талантливый композитор. Ему принадлежат 4 оперы, 4 симфонии, оркестровые пьесы, фортепианный концерт, камерные ансамбли, хоры, романсы, сочинения для фортепиано, скрипки, виолончели и проч. Как композитор Направник не обладал яркой творческой индивидуальностью; его произведения отмечены влиянием разных композиторов и более других — Чайковского. Однако лучшее сочинение Направника — опера «Дубровский» обладает крупными художественными достоинствами; она принесла автору заслуженную известность. Эдуард Францевич Направник чех по национальности, родился 12 (24) августа 1839 года в Богемии (в деревне Бейшта, близ Кенигреца). Его отец был школьным учителем, руководителем церковного хора и органистом. Будущий композитор получил образование в Органной школе в Праге. В 1861 году Направник переехал в Петербург, где обрел свою вторую родину. Спустя два года он стал репетитором и органистом Мариинского театра. С 1869 года до конца своей жизни Направник оставался главным дирижером этого театра; он выступал также как дирижер симфонических концертов Русского музыкального общества.

В Мариинском театре под руководством Направника было разучено и поставлено 80 опер. В то время как театральная дирекция, отражавшая вкусы аристократических кругов, отдавала предпочтение итальянской опере, он неустанно пропагандировал творчество русских композиторов. Им были осуществлены первые постановки опер Даргомыжского, Мусоргского, Римского-Корсакова, (Чайковского, Рубинштейна, Серова; опера Глинки «Руслан и Людмила» впервые прозвучала без купюр и искажений под управлением Направника.

На сцене Мариинского театра Направник поставил также собственные оперы — «Нижегородцы» (либретто П. И. Калашникова, 1868), «Гарольд» (по драме Э. Вильденбруха, 1885), «Дубровский» (по повести А. С. Пушкина, 1894) и «Франческа да Римини» (по трагедии С. Филиппса, 1902).

Направник скончался в Петербурге 10 (23) ноября 1916 года.

М. Друскин


Русский композитор и дирижер, чех по национальности, с 1861 жил в Петербурге. С 1867 дирижер в Мариинском театре (в 1869-1916 главный дирижер). Осуществил 1-е постановки ряда опер. Среди них «Каменный гость» Даргомыжского (1872); «Псковитянка» (1873), «Майская ночь» (1880), «Снегурочка» (1882) Римского-Корсакова; «Борис Годунов» Мусоргского (1874), «Демон» Рубинштейна (1875), «Орлеанская дева» (1881), «Пиковая дама» (1890), «Иоланта» (1892) Чайковского; сочинения Кюи, Серова. Среди 1-х постановок зарубежных опер «Фауст» (1869), «Кармен» (1885), вердиевские «Отелло» (1887) и «Фальстаф» (1894), тетралогия «Кольцо нибелунга» Вагнера (1900-05) и другие. Среди сочинений Направника наибольший успех выпал на долю оперы «Дубровский» (1894), удержавшейся на сценах театров. Из других отметим «Франческу да Римини» (1902, Петербург). В целом, творчество Направника как композитора не имеет такого же значения для русской культуры, как его деятельность на дирижерском поприще.

Е. Цодоков

реклама

вам может быть интересно

Произведения

Публикации

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Реклама

Дата рождения

24.08.1839

Дата смерти

23.11.1916

Профессия

композитор, дирижёр

Страна

Россия, Чехия

просмотры: 5883
добавлено: 04.12.2010



Спецпроект:
В гостях у Belcanto.ru
Смотреть
Спецпроект:
Мир музыки Чайковского
Смотреть