Пианизм

от итал. piano, сокр. от pianoforte или fortepiano — фортепиано

Пианизм — искусство игры на фортепиано. Зарождение пианизма относится ко 2-й половине 18 в., когда начали складываться две школы пианизма, господствовавшие и в начале 19 в., — венская (В. А. Моцарт и его ученик И. Гуммель, Л. Бетховен, позднее К. Черни и их ученики, в т. ч. 3. Тальберг) и лондонская (М. Клементи и его ученики, в т. ч. Дж. Филд).

Расцвет пианизма связан с исполнительской деятельностью Ф. Шопена и Ф. Листа. В пианизме 2-й пол. 19 — нач. 20 вв. выдвинулись представители школ Листа (X. Бюлов, К. Таузиг, А. Рейзенауэр, Э. д’Альбер и др.) и Т. Лешетицкого (И. Падеревский, А. Н. Есипова и др.), а также Ф. Бузони, Л. Годовский, И. Гофман, позднее А. Корто, А. Шнабель, В. Гизекинг, B. С. Горовиц, А. Бенедетти Микельанджели, Г. Гулд и др.

Возникшая на рубеже 19-20 вв. т. н. анатомо-физиологическая школа пианизма оказала некоторое влияние на развитие теории пианизма (труды Л. Деппе, Р. Брейтхаупта, Ф. Штейнхаузена и др.), однако большого практического значения она не имела.

Выдающаяся роль в пианизме послелистовского периода принадлежит русским пианистам (А. Г. и Н. Г. Рубинштейны, Есипова, С. В. Рахманинов) и двум советским школам — московской (К. Н. Игумнов, A. Б. Гольденвейзер, Г. Г. Нейгауз и их ученики Л. Н. Оборин, Г. Р. Гинзбург, Я. В. Флиер, Я. И. Зак, C. Т. Рихтер, Э. Г. Гилельс и др.) и ленинградской (Л. В. Николаев и его ученики М. В. Юдина, B. В. Софроницкий и др.). Продолжая и развивая на новой основе реалистические традиции крупных представителей русского пианизма кон. 19 — нач. 20 вв., лучшие советские пианисты сочетали в своей игре правдивую и содержательную передачу авторского замысла с высоким техническим мастерством. Достижения советского пианизма принесли мировое признание отечественной пианистической школе. Многие советские пианисты получили премии (в т. ч. первые) на международных конкурсах. В отечественных консерваториях с 1930-х гг. ведутся специальные курсы по истории, теории и методике пианизма.

Литература: Геника Р., История фортепиано в связи с историей фортепианной виртуозности и литературы, ч. 1, М., 1896; его же, Из летописей фортепиано, СПБ, 1905; Коган Г., Советское пианистическое искусство и русские художественные традиции, М., 1948; Мастера советской пианистической школы. Очерки под ред. А. Николаева, М., 1954; Алексеев A., Русские пианисты, М.-Л., 1948; его же, История фортепианного искусства, ч. 1-2, М., 1962-67; Рабинович Д., Портреты пианистов, М., 1962, 1970.

Г. M. Коган

реклама

вам может быть интересно

Домбра Музыкальные инструменты
Легенда Музыкальные жанры

Публикации

Произведения

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Знаменный распев Церковная музыка
Резонансовые струны Музыкальные инструменты
Клавиатура Музыкальные инструменты
Музыка Термины и понятия
Обратимый контрапункт Термины и понятия
Эдинбург Города
Аффектов теория Термины и понятия
Македонская музыка Национальные культуры
Белорусская музыка Национальные культуры
Токио Города

Реклама

Категории словаря

термины и понятия

просмотры: 2882
добавлено: 12.01.2011



Спецпроект:
Мир музыки Чайковского
Смотреть
Спецпроект:
На родине бельканто
Смотреть