Агнес де Милль

Agnes de Mille

Агнес де Милль
Агнес де Милль в балете Три девы и дьявол. Фотография Карла Ван Вехтена, 1941 Агнес де Милль Агнес де Милль Агнес де Милль Агнес де Милль

Она привела на балетную сцену ковбоев с их повадками, отвагой и юмором. Она изучала и использовала в танцах американский фольклор. И она же умудрилась сделать балет из реальной уголовной истории.

Жизненный выбор Агнес де Милль, родившейся 18 сентября 1905 года в Нью-Йорке, определили два обстоятельства: с одной стороны, родители-артисты, с другой – впечатление, произведенное на Агнес искусством русской балерины Анны Павловой. Тем не менее она, обучаясь танцу в нескольких студиях, успела получить и серьезное образование в Калифорнийском университете.

Сценическая деятельность Агнес де Милль началась в 1929 году.

Это было время, когда классический балет в Америке выглядел довольно скромно – вся надежда была на ярких гастролеров, хотя уже работали студии Михаила Фокина, Адольфа Больма, Михаила Мордкина. Ведущим направлением в американской хореографии был танец модерн, который имел фольклорную окраску и включал мотивы негритянских и индейских танцев.

Агнес де Милль, опробовав себя в нескольких труппах, оказалась в 1938 году в «Балле Рамбер», где исполнила несколько ведущих партий в балетах Энтони Тюдора. Этот балетмейстер в Америке считается основоположником психологического балета, в его постановках классический танец был обогащен элементами танца модерн. Агнес де Милль от него перешла в «Баллэ тиэтр», где и начала сама ставить танцы. В 1941 году состоялась премьера ее балета «Три девы и дьявол» на музыку Респиги, где она исполнила партию Самодовольной девы. Это был веселый, комедийный балет о том, как дьявол утащил в ад трех девственниц и одного легкомысленного юношу, поскольку набожность девиц оказалась легко доступным бастионом. В роли молодого бездельника выступил Джером Роббинс, в будущем – великий американский хореограф. За этим балетом последовали «Талли-Хо» на музыку Глюка (1944), «Легенда Фолл-Ривер» на музыку Гулда (1948) – «криминалистический» балет (этот жанр ввел в моду Энтони Тюдор). Это хореографическое «изложение» подлинного убийства – в 1892 году в Новой Англии подросток Лиззи Борден зарубила топором своего отца и мачеху, а спустя полвека Агнес де Милль вытащила «дело Лиззи Борден» из архивов и превратила его в балет.

Но настоящую славу ей принес балет «Родео». Этот спектакль она поставила с труппой «Русский балет Монте-Карло» на сцене Метрополитен-опера в Нью-Йорке 16 октября 1942 года. Сценарий де Милль написала сама. Это была забавная история влюбленной девушки-наездницы, которая пытается получить работу ковбоя и добиться серда своего возлюбленного, а в результате устраивает на ранчо переполох за переполохом. Партию этой девушки исполнила сама Агнес де Милль. Танцы ковбоев она строила на движениях всадника в седле, ловца рогатого скота, ввела чечётку. Этот балет впоследствии ставили многие американские труппы.

«Истинная суть народа – в его танце и его музыке. Тела никогда не лгут» – вот один из афоризмов Агнес де Милль.

Ее первой работой на Бродвее было поставленное в 1943 году шоу «Оклахома», а в 1955 году она же поставила танцы для киноверсии этой вещи. И этот дебют оказался на редкость удачным – «Оклахома» стала признанным шедевром американской музыкальной сцены. Первой же своей постановкой Агнес де Милль оказала значительное влияние на развитие мюзикла. Из развлекательного номера она превратила танец в мюзиклах в сценическое действие, сделав его органичной частью спектакля, способствующей раскрытию содержания, характеров героев.

Но подлинное признание хореография получила в мюзикле благодаря Агнес де Милль. Она изменила саму концепцию танца в музыкальной комедии, сделала хореографию неотъемлемой и органичной частью мюзикла. Ее, ныне знаменитая, сцена сна в «Оклахоме» (она вошла и в фильм) показывала, что танец может говорить вместо слов, раскрывая те явления, которые словами не передашь. «Ее танцы, – писал видный американский балетный критик Уолтер Терри, – не были ритмическими упражнениями, трюками, вставными номерами, они говорили от имени влюбленных сердец, идентифицировали характеры людей». Де Милль была не первой и не последней, кто привнес в танцевальные номера эту концепцию, но она была первой, кто сумел эту особенность танца сделать основой музыкального театра.

Балетные сцены в «Оклахоме» были основаны на американских народных танцах. «Оклахома» в 1944 году получила драматическую премию Дж. Пулитцера, в течение пяти лет не сходила со сцен Бродвея, а затем была показана во многих странах. Так Агнес де Милль нашла свой путь и стала одним из первых американских балетмейстеров, использовавших национальные темы и американский фольклор.

За «Оклахомой» последовали другие мюзиклы: «Карусель» (1945), «Бригадун» (1947), «Джентльмены предпочитают блондинок» (1949), «110 в тени» (1963).

В 1953–1954 годах Агнес де Милль имела собственную труппу «Танцевальный театр Агнес де Милль». В 1973 году она основала «Хэритидж данс тиэтр». С 1973 же года Агнес де Милль входит в Галерею театральной славы, а в 1986 году награждается Национальной медалью за заслуги в области искусства. Г-жа де Милль – автор 13 книг и множества афоризмов, популярных среди американских танцовщиков и любителей балета.

«Танцевать – значит быть вне самого себя, больше, сильнее, красивее. В танце – мощь, в танце – величие Земли, он твой – бери целиком».

Д. Трускиновская

реклама

вам может быть интересно

Жермен Тайфер Композиторы

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Реклама

Дата рождения

18.09.1905

Дата смерти

07.10.1993

Профессия

балерина, балетмейстер

Страна

США

просмотры: 4421
добавлено: 02.04.2011



Спецпроект:
Мир музыки Чайковского
Смотреть
Спецпроект:
На родине бельканто
Смотреть