Габриэла Трофимовна Комлева

Gabriela Komleva

Габриэла Трофимовна Комлева

Лауреат Международного конкурса балета (Варна, 1966) и Всесоюзного конкурса новых хореографических номеров (1-я премия, 1967), лауреат Государственной премии РСФСР (1970), заслуженая артистка Дагестанской АССР (1968), заслуженая артистка РСФСР (1970), народная артистка РСФСР (1975), народная артистка СССР (1983), профессор Петербургской консерватории.

Окончила ЛХУ в 1957 (ученица В. Костровицкой), балетмейстерское отделение Ленинградской консерватории в 1984.

С 1957 в Театре им. Кирова. Первая исполнительница партий: Асият («Горянка»), Девушка («Ленинградская симфония»), Планета («Далекая планета»), Потерявшая любимого («Берег надежды»), Ариадна («Икар» С. Слонимского), «Романс» («Хореографические новеллы»); на своем творческом вечере (1975) исполнила балет «Жар-птица», хореографическую миниатюру «Ковбой», «Романтическое пa-де-де» на муз. Д. Ф. Э. Обера, «Вариации на тему Й. Гайдна» на муз. И. Брамса, «Чорос» на муз. Э. Вила Лобоса, «Качучу»; др. партии: Аврора, феи Бриллиантов, Резвости, Серебра («Спящая красавица»), Жизель, Мирта, Монна, Зюльма («Жизель»), Золушка, Злюка; Китри, Повелительница дриад («Дон Кихот»), Маша; Никия, вариация в акте «Тени» («Баядерка»), Одетта — Одиллия; Офелия («Гамлет»), Сари («Тропою грома»), Раймонда, Подруга Раймонды («Раймонда»), Хозяйка Медной горы, Панночка; Хасинта, Паскуала («Лауренсия»), Сверстница Джульетты («Ромео и Джульетта»), Сари, Лиззи («Тропою грома»), Жемчужина («Конек-Горбунок»), Бабочка («Карнавал»), 7-й вальс, прелюд («Шопениана»), Солистка в сцене «Сон» (опера «Руслан и Людмила»), Мехменэ Бану; Солистка («Па-де-катр»), Солистка («Пахита»), Диана; Фея («Фея Рондских гор»), Сильфида. В «Камерном балете» п/р Г. Алексидзе исполняла «Три вирджинальных танца». На сцене Оперной студии консерватории — партии Жены друга в «Паване мавра» (хореография X. Лимона) и Маргариты в «Грезах» на муз. Поэмы Э. Шоссона (хореография Н. Долгушина).

Комлева — классическая балерина строгого академического стиля, в совершенстве владеет виртуозным танцем. «Хранительницей традиций, наследницей вековых устоев» назвала ее В. Красовская. «Уверенность мастера, покой виртуоза сближает Комлеву с первой Никией — Екатериной Вазем,— писала она.— Если бы Петипа мог увидеть, как стремглав летит Никия Комлевой через сцену в поворотах стремительных жете, как пересекает ее цепью идеально нанизанных туров, он поверил бы в то, что жизнь его детища не угаснет, пока есть такие танцовщицы».

Академичность, виртуозная техника, музыкальность — это далеко не все, что характеризует талант Комлевой. Она наделена редкой артистической индивидуальностью, внутренним темпераментом и удивительным чувством стиля. Много работала танцовщица с современными балетмейстерами. Оценивая эту сторону ее творческой деятельности, А. Демидов нисал: «В своих, показанных в рамках творческих вечеров, современных номерах — «Ковбоях» Л. Якобсона, «Романсе» (на музыку Г. Свиридова) Д. Брянцева — балерина предстала в первую очередь художником, понимающим значение характера-образа в балете, того, что и является в значительной стенени открытием хореографического искусства нашего столетия».

С теплотой вспоминал о своей работе с танцовщицей балетмейстер И. Бельский, высоко оценивая одновременно ее достижения в области классического танца: «Каждый хореограф, с которым Комлева встречалась, находил в ее таланте черты, близкие себе, помогал исполнительнице раскрыть саму себя, а вместе с тем — расширить возможности современного хореографического искусства. И все-таки что-то остается в ней тайной. Иначе как объяснить, что сугубо классическое па- де-де на музыку Обера в постановке В. Гзовского в ее исполнении воспринимается как остросовременное? Для меня и это — одиа из тайн искусства замечательной ленинградской балерины Габриэлы Комлевой. Я рад тому, что наши творческие пути пересеклись».

С 1985 по 1989 Комлева — ведущая телепрограммы «Премудрости Терпсихоры».

Снялась в т/ф «Тема с вариациями» (1970), «Образы танца», «Па-де-катр» (оба — 1975), «Танцует Габриэла Комлева» (1975, 1981), «Ковбои (па-де-де)», «Озорные частушки» (оба — 1976), «Жар-птица» (1977), «Баядерка» (1979), «Ленинградский балет», «Сегодня вечером для вас...» (оба — 1980), «Пахита», «Вечер старинной хореографии» (оба — 1981), «Ленинградская симфония», «Свидание с Терпсихорой», «Спящая красавица» (все — 1982), «Страницы русского балета», «Раймонды многоликий образ» (оба — 1983), «Золушка» (1985).

Сочинения: Образность танца.— В кн.: Мастера балета — самодеятельности. М., 1978, вып. 2; Дело всей нашей жизни.— За сов. искусство, 1974, 3 июля; Театр обновляет афишу.— Веч. Ленинград, 1976, 13 янв.; Встречи на вьетнамской земле.— Ленингр. правда, 1978, 13 июля; Радуясь успехам друзей.— Сов. культура, 1979, 26 янв.; Проблемы, которые волнуют,— За сов. искусство, 1980, 18 марта; Высокий строй чувств.— Сов. культура, 1983, 30 авг.; Необходимо внимание к исполнительству.— Сов. балет, 1984, № 2.

Литература: Быстров П. Габриэла Комлева [Буклет] — Л., 1984; Красовская В. Габриэла Комлева.—В кн.: Ленинградский балет сегодня. Л., 1968, вып. 2; Прохорова В. Встреча с Сари предстоит.— Театр, жизнь, 1963, № 23; ее ж е. Ожидание чуда.— Там же, 1966, № 4; Красовская В. Танец. Состязание. Стиль.— Т-р, 1966, № 11; Смирнова А. Еще одна Одетта.— Театральная жизнь, 1969, № 23; Головашенко Ю. Классика и классичность.— Сов. культура, 1976, 27 янв.; Филиппов П. Танец Габриэлы Комлевой.— Муз. жизнь, 1981, № 20; Смородинцев А. И чистота и благородство.— Сов. культура, 1982, 17 авг.; Давлекамова С. Амплуа — неожиданность. — Сов. Россия, 1983, 25 мая; Эльяш Н. Чистые родники вдохновения.— Известия, 1983, 4 июня; Кузовлева Г. «Золушка» С. С. Прокофьева.— Театр, 1983, № 6; Т. К. Габриэла Комлева.— Там же; Демидов А. Встречи в юбилейном году.— Муз. жизнь, 1983, № 16; Бельский И. Габриэла Комлева.— Сов. балет, 1983, № 3; Аркина Н. Диалог.— Сов. культура, 1985, 19 янв.

А. Деген, И. Ступников

реклама

вам может быть интересно

Жан Кокто Писатели

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Реклама

Дата рождения

27.12.1938

Профессия

балерина, педагог

Страна

СССР

просмотры: 3653
добавлено: 11.07.2013



Спецпроект:
В гостях у Belcanto.ru
Смотреть
Спецпроект:
На родине бельканто
Смотреть