Дворец королевы музыки

Фестиваль в Людвигсбурге

16.10.2003 в 17:45

Один из самых известных памятников архитектуры Германии — дворец «Цветущее барокко» города Людвигсбурга, города-спутника Штутгарта. Огромный парк в любое время года наполнен благоуханием экзотических цветов и растений. В Людвигсбургском дворце проводится ежегодный Международный фестиваль музыки, который отметил в прошлом году семидесятилетний юбилей.

Вспоминая слова Генриха Гейне «Где кончаются слова, там начинается музыка», перелистаем страницы нынешнего сезона, начавшегося с первой зеленью раннего лета и завершившего свою программу в багряных красках осени.

В придворном королевском театре состоялась постановка редко звучащей оперы Моцарта «Милосердие Тита». Все здесь — королевская ложа, ложи бенуара и бельэтажа в три яруса, сцена со старинной механикой декораций, хрустальные люстры и жирандоли — сохранило неповторимую атмосферу далеких времен. Благодаря ей музыка Моцарта звучала особенно проникновенно. Тенор Деон ван дер Вальт достойно справился с ролью Тита, создав образ мудрого и великодушного римского императора. Покорила слушателей обладательница восхитительного колоратурного сопрано Элена Квон из Южной Кореи, исполнившая сложную партию коварной Вителлии, мечтавшей стать императрицей. Прекрасно прозвучал фестивальный хор и оркестр под управлением Вольфганга Генненвайна, более тридцати лет возглавляющего фестиваль. Римские патриции ходили по сцене в белоснежных пиджаках и смокингах, но почему-то босиком. Очень обширной и интересной была в этом году программа симфонической музыки. Литовский национальный филармонический оркестр под управлением дирижера Йонаса Алексы исполнил фрагменты из опер «Лоэнгрин» и «Тристан и Изольда» Вагнера, «Макбет» Верди, «Пророк» Мейербера. Солировала сравнительно молодая, но уже знаменитая певица из Литвы Виолета Урмана.

Хор радио Лейпцига и симфонический оркестр радио Штутгарта выступили под руководством Роджера Норрингтона. Из своего обширного классического репертуара лорд Норрингтон выбрал для показа в Людвигсбурге первую оперу Берлиоза «Бенвенуто Челлини». Четвертая симфония Чайковского была исполнена на фестивале Питтсбургским симфоническим оркестром. Дирижер Марис Янсонс, владея всеми инструментальными группами огромного оркестра, сумел мастерски выделить звучание главных музыкальных тем. Особенно удался дирижеру финал — тема русской народной песни «Во поле березонька стояла» развивалась, приобретая мужественные, героические черты. Русский репертуар особенно близок Марису Янсонсу, выпускнику Петербургской консерватории. Дирижер исполняет его с известными оркестрами Осло, Лондона, Бостона, Чикаго.

Незабываемым событием стал концерт Национального оркестра Франции, вдохновенно исполнившего Третью симфонию Антона Брукнера и вагнеровские увертюры «Лоэнгрина» и «Риенци». Оркестром дирижировал Курт Мазур. Семидесятипятилетний маэстро, обладатель высоких международных званий и наград, поразил слушателей строгостью, гордостью осанки, скупыми, но чрезвычайно выразительными жестами, неповторимой манерой дирижирования.

Виктор Гюго писал: «Музыка выражает то, что нельзя высказать словами и о чем невозможно молчать». Это высказывание подтвердил цикл концертов камерной музыки, который традиционно проводится в тронном, орденском зале дворца. Виолончелистка Наталья Гутман с изумительным ансамблем — пианист Алексей Любимов, скрипач Коля Блахер, альтист Даниил Райскин, флейтистка Наташа Мариц, кларнетист Йорг Видман — подарили публике несколько восхитительных часов, виртуозно исполнив произведения Шумана, Шуберта и Шенберга. Уже несколько лет Наталья Гутман преподает в консерватории Штутгарта и всегда приглашает в свои концерты молодых исполнителей. Кроме того, в рамках фестиваля ежегодно устраивается вечер лауреатов конкурса молодых исполнителей Германии.

Высокий профессионализм, динамический напор, мощь и в то же время лиричность продемонстрировали на концерте немецкий пианист Флориан Родовиц и пианистки из России Софья Гюльбадамова и Ольга Васильева. Софья, учившаяся в Музыкальной академии имени Гнесиных и затем в консерватории Любека, концертирует во многих странах Европы и США. Ольга учится в консерватории Франкфурта-на-Майне. Хорошо выступили инструменталисты. Скрипач Ермолай Альбикер из Берлина прекрасно справился с трудной партитурой скрипичной соло-сонаты Евгения Исайя, виолончелист Юлиан Штэкел виртуозно исполнил соло-сонату Золтана Кодая. Фаготист Филипп Целлер из Штутгарта продемонстрировал фантастические возможности своего инструмента. Молодые талантливые музыканты, лауреаты международных конкурсов, регулярно приглашаются фестивалем в качестве солистов на традиционный гала-концерт «Звезды классики».

Концерт «По Дунаю к Молдавии» собрал десять тысяч человек в парке другого людвигсбургского дворца Монрепо на берегу сказочного озера, обители лебедей. Зрительный зал устроили под открытым небом на просторном лугу. Сцена была установлена у парадного входа во дворец, где уже восьмой год выступают фестивальные хор и оркестр. Бравурно и радостно звучала музыка Брамса, Штрауса, Сметаны под аккомпанемент миллионов сверкающих огней фейерверка, символизирующих преодоление мрака и ночной мглы. Конечно, устраивать праздник под открытым небом всегда очень рискованно из-за неустойчивой южной погоды. Но за все время фестиваля на землю ни разу не упала ни одна дождевая капля.

Светлана Идан

реклама

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Реклама





Спецпроект:
Мир музыки Чайковского
Смотреть
Спецпроект:
В гостях у Belcanto.ru
Смотреть