Богуслав Мартину

Bohuslav Martinů

Дата рождения
08.12.1890
Дата смерти
28.08.1959
Профессия
Страна
Чехия

Искусство — это всегда личность, которая в одном человеке объединяет идеалы всех людей.
Б. Мартину

Богуслав Мартину / Bohuslav Martinů

В последние годы имя чешского композитора Б. Мартину все чаще упоминается в ряду крупнейших мастеров XX в. Мартину — композитор-лирик, тонко и поэтично воспринимающий мир, эрудированный музыкант, щедро одаренный фантазией. Его музыке свойственны и сочная колористичность народно-жанровых образов, и трагедийный драматизм, рожденный событиями военного времени, и глубина лирико-философского высказывания, воплотившего его размышления о «проблемах дружбы, любви и смерти».

Переживший сложные перипетии жизненной судьбы, связанные с пребыванием в течение многих лет в других странах (Франции, Америке, Италии, Швейцарии), композитор навсегда сохранил в своей душе глубокую и благоговейную память о родном крае, преданность тому уголку земли, где впервые увидел свет. Он родился в семье звонаря, сапожника и театрала-любителя Фердинанда Мартину. Память хранила впечатления детства, проведенного на высокой башне костела Св. Якуба, звон колоколов, звучание органа и бесконечный простор, созерцаемый с высоты колокольни. «...Этот простор — одно из самых глубоких впечатлений детства, особенно сильно осознанных и, по-видимому, играющих большую роль во всем моем отношении к композиции... Это тот простор, который у меня постоянно перед глазами и который, как мне кажется, я всегда ищу в своих работах».

Народные песни, предания, слышанные в семье, глубоко осели в сознании художника, наполнив его внутренний мир реальными представлениями и воображаемыми, рожденными детской фантазией. Они озарили лучшие страницы его музыки, исполненные поэтической созерцательности и ощущения объемности звукового пространства, колокольной окрашенности звучаний, лирической теплоты чешско-моравской песенности. В таинстве музыкальных фантазий композитора, назвавшего свою последнюю Шестую симфонию «Симфоническими фантазиями», с их многоцветной, изысканно-живописной палитрой, и заключается, по словам Г. Рождественского, «та особая магия, завораживающая слушателя с первых же тактов звучания его музыки».

Но к таким вершинным лирико-философским откровениям композитор приходит в зрелый период творчества. Еще будут годы обучения в Пражской консерватории, где он занимался как скрипач, органист и композитор (1906-13), плодотворные занятия с И. Суком, ему выпадет счастливая возможность работать в оркестре знаменитого В. Талиха и в оркестре Национального театра. Вскоре он надолго уедет в Париж (1923-41), получив государственную стипендию для совершенствования композиторского мастерства под руководством А. Русселя (который в день своего 60-летия скажет: «Моей славой будет Мартину!»). К этому времени уже определились склонности Мартину в отношении к национальной тематике, к импрессионистическому звуковому колориту. Он является уже автором симфонических поэм, балета «Кто самый сильный на свете?» (1923), кантаты «Чешская рапсодия» (1918), вокальных и фортепианных миниатюр. Однако впечатления от художественной атмосферы Парижа, новых веяний в искусстве 20-30-х гг., которые так обогатили восприимчивую натуру композитора, особенно увлекшегося новациями И. Стравинского и французской «Шестерки», оказали огромное влияние на творческую биографию Мартину. Здесь он пишет кантату на чешские народные тексты «Букет» (1937), оперу на сюжет французского драматурга-сюрреалиста Ж. Неве «Жюльетта» (1937), неоклассические опусы — Concerto grosso (1938), «Три ричеркара» для оркестра (1938), балет с пением «Шпаличек» (1932), основанный на народных танцах, обрядах, легендах, Пятый струнный квартет (1938) и Концерт для двух струнных оркестров, фортепиано и литавр (1938) с их тревожной атмосферой предвоенного времени. В 1941 г. Мартину вместе с женой-француженкой вынужден эмигрировать в США. Композитор, чьи сочинения включали в свои программы С. Кусевицкий, Ш. Мюнш, был принят с почестями, достойными известного маэстро; и хотя нелегко было включиться в новый ритм и уклад жизни, Мартину переживает здесь один из самых интенсивных творческих этапов: он преподает композицию, пополняет свои знания в области литературы, философии, эстетики, естественных наук, психологии, пишет музыкально-эстетические эссе, много сочиняет. Патриотические чувства композитора с особой художественной силой выразил его симфонический реквием «Памятник Лидице» (1943) — это отклик на трагедию чешского села, стертого с лица земли фашистами.

В последние 6 лет после возвращения в Европу (1953) Мартину создает удивительные по глубине, искренности и мудрости произведения. В них — чистота и свет (цикл кантат на народно-национальную тему), какая-то особая рафинированность и поэтичность музыкальной мысли (оркестровые «Притчи», «Фрески Пьеро делла Франческа»), сила и глубина идей (опера «Греческие пассионы», оратории «Гора трех огней» и «Гильгамеш»), пронзительная, томительная лирика (Концерт для гобоя с оркестром, Четвертый и Пятый фортепианные концерты).

Творчеству Мартину свойственна широта образного, жанрового и стилистического диапазона, в нем сочетаются импровизационная свобода мышления и рационализм, освоение самых смелых новаций своего времени и творческое переосмысление традиций, гражданственный пафос и сокровенно теплый лирический тон. Художник-гуманист, Мартину видел свою миссию в служении идеалам человечества.

Н. Гаврилова

реклама

вам может быть интересно

Публикации

рекомендуем

смотрите также

Жан Жорж Новер Балетмейстеры
Феличе Романи Писатели
Фердинандо Паэр Композиторы
Карл Миллёкер Композиторы
Джон Кристи Театральные деятели
Георгий Георгиевич Исаакян Театральные деятели
Коул Портер Композиторы

Реклама