Львовский театр оперы и балета

Lviv Theatre of Opera and Ballet

Львовский государственный театр оперы и балета / Lviv Theatre of Opera and Ballet

Львовский государственный академический театр оперы и балета им. С. А. Крушельницкой — первый украинский стационарный оперный театр на Западной Украине. Открыт 21 сентября 1940 оперой «Тихий Дон». Труппа театра создана в 1939, после воссоединения западно-украинских земель с Советской Украиной. Здание (бывший Большой городской театр; зрительный зал на 1080 мест) построено в 1900 по проекту архитектора З. Горголевского.

В течение первого сезона, прерванного Великой Отечественной войной 1941-45, театр поставил 11 спектаклей, в т. ч. оперы «Евгений Онегин», «Наталка Полтавка», «Кармен», «Аида», балеты «Красный мак», «Дон Кихот». После освобождения Львова от фашистских захватчиков театр был вновь открыт в 1945 оперой «Запорожец за Дунаем». В его репертуаре русская и западно-европейская классика, произведения украинских композиторов.

Среди наиболее значительных постановок: оперы — «Далибор» Сметаны (1950, впервые в СССР), «Молодая гвардия» (1953); «Железный дом» Тамберга (1969), «Золотой обруч» Лятошинского (1970; Государственная премия УССР им. Т. Г. Шевченко, 1971), «Эрнани» (1970), «Хованщина» (редакция Д. Д. Шостаковича, 1973), «Зачарованный замок» Монюшко (1974) и балеты — «Лилея» Данькевича (1946), «Семь красавиц» (1954); «Пан Твардовский» Ружицкого (1958; впервые в СССР), «Спартак» (1965); «Сотворение мира» Петрова (1972).

На сцене театра прошли первые постановки опер — «Лесная песня» (1958) и «В воскресенье поутру...» (1966) Кирейко, «Зарево» Кос-Анатольского (1959), «Украденное счастье» Мейтуса (1960), балетов — «Платок Довбуша» (1951), «Сойкино крыло» (1956), «Орыся» (1964) Кос-Анатольского, «Тени забытых предков» Кирейко (1960), триптих «Предрассветные огни» Кирейко, Дычко, Скорика (1967).

В развитии театра видную роль сыграли дирижеры Н. Д. Покровский (1940-41), Л. М. Брагинский (1945-1948,1951-52), И. А. Зак (1948-50), Я. А. Вощак (1953-1963), Ю. А. Луцив (1963-73) и певцы — А. Выспрева, А. Дольский, П. Дума, Т. Я. Ткаченко, H. M. Шевченко, Н. В. Шелюжко.

Музыкальная энциклопедия под ред. Ю.В.Келдыша, 1973—1982


История балета

Львовский театр оперы и балета. Фото Никиты Кабардина (© Belcanto.ru)

В этом театре впервые на территории Западной Украины была создана балетная труппа. В 1940-41 под руководством Н. И. Трегубова поставлены балеты «Красный мак», «Дон Кихот»; «Пер Гюнт» на музыку Грига.

Великая Отечественная война прервала работу труппы над постановкой «Лилеи». Первый послевоенный спектакль — «Бахчисарайский фонтан» (1945). Значительным событием в жизни театра стала постановка «Лилеи» (1946), осуществлённая В. И. Вронским.

Большую роль в становлении балетной труппы сыграла работа К. Я. Голейзовского над оригинальным воплощением «Бахчисарайского фонтана» (1949), а также постановки русской балетной классики: «Лебединое озеро» (1947), «Спящая красавица» (1952), «Раймонда» (1953).

Важный период в творческой жизни коллектива связан с деятельностью Трегубова, возглавлявшего труппу в 1948-1958; театр обратился к постановкам произведений композиторов союзных республик, оригинальное сценическое решение получили «Лауренсия» (1950); «Берег счастья» Спадавеккиа (1950), «Медный всадник» (1951), «Семь красавиц» (1954); «На берегу моря» Юзелюнаса (1956).

Уделяя большое внимание созданию национального репертуара, Трегубов по-новому поставил «Марусю Богуславку» Свечникова (1953), создал в содружестве с композитором А. Кос-Анатольским историко-героический балет «Платок Довбуша» (1951) и лирический балет «Сойкино крыло» (1957, по новелле И. Я. Франко), в которых объединены элементы классического и гуцульского народного танца; позже эту линию успешно продолжил М. С. Заславский в работе над героическим балетом на современный сюжет «Орыся» Кос-Анатольского (1964; 2-я ред. 1968). В 1958 львовская балетная труппа впервые в СССР поставила балет польского композитора Л. Ружицкого «Пан Твардовский».

В спектаклях 40-50-х годов раскрылись индивидуальности артистов М. Беловой, В. М. Ильинской, М. Н. Мономахова, В. М. Обертена, М. Н. Печенюка, Н. В. Слободян, О. Н. Сталинского, А. В. Ярыгиной.

В балетах «Тропою грома» (1963), «Лилея» (1964), «Золушка» (1965), «Спартак» (1966); «Предрассветные огни» Дычко и «Ведьма» Кирейко (оба — в 1967), постановка А. Ф. Шикеро, по-новому проявилось сценическое дарование мастеров старшего поколения — Слободян, Г. А. Исупова, С. И. Клур, О. С. Поспелова, И. Р. Красногоровой, Сталинского, а также молодых артистов — Е. М. Бочище, Ю. И. Карлина, В. М. Товстанова, В. В. Якимовича и др. В театре успешно работали балетмейстеры С. В. Дречин, К. А. Муллер.

Большое значение для работы труппы имела деятельность балетмейстера Заславского, утверждавшего в своих постановках реалистическую танцевальную образность, выразительные пластические характеры. Его «Легенда о любви» (1963); «Три мушкетёра» Баснера (1966), «Ромео и Джульетта» (1968); «Сотворение мира» Петрова (1968) и «Тиль Уленшпигель» Глебова (1974) определили искания и творческое лицо коллектива. Спектакли театра отличались яркостью, масштабностью и оригинальностью декорационных решений.

Энциклопедия «Балет» под ред. Ю.Н.Григоровича, 1981

реклама

вам может быть интересно

Фестиваль «Биргитта» Фестивали, конкурсы, премии

Публикации

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Реклама

Город

Львов

Год основания

1940

Тип

театры и залы

просмотры: 5319
добавлено: 12.01.2011



Спецпроект:
На родине бельканто
Смотреть
Спецпроект:
Мир музыки Чайковского
Смотреть