Лисабон

Столица и главный культурный центр Португалии. В ср. века муз. жизнь Л. была сосредоточена в корол. резиденции, где служили поэты и музыканты, процветало иск-во трубадуров. В 1229 во дворце Алкасова, близ Л., начала работать постоянная придв. капелла и при ней школа мальчиков, где обучали музыке и пению. В ун-те Л. (осн. в 1290) много внимания уделялось обучению музыке. С кон. 14 в. развивается светское музицирование (музыка звучала во время празднеств, торжеств. процессий). Большое влияние на муз. культуру Л. оказал драматург и композитор Жиль Висенте, в фарсах и "ауто" к-рого важное место занимала вок. и инстр. музыка; исполнялись также его духовные соч. В 16-17 вв. большую роль в развитии муз. жизни Л. сыграли композитор и педагог М. Мендиш, придв. капельмейстер и композитор Ф. Магальяйнш, органист M. P. Коэлью, певец собора Сан-Висенти П. ди Кришту и др. На рубеже 16-17 вв. в Л. имелось 13 музыкальных, 14 танц. школ. В домах аристократии было распространено светское музицирование (игра на арфе, клавикордах, а также пение). В 18 в. в Л. работали мн. иностр. музыканты, способствовавшие активизации муз. жизни (Д. Скарлатти, Д. Перес, Дж. Джорги и др.). Центром муз. образования стала "Патриархальная семинария", где преподавали лучшие музыканты страны. В 1735 открылся первый публичный т-р "Тринидади" (или "Академия музыки"), предназначенный для выступлений итал. оперных трупп. В 18 в. открылись также: "Театру да ажуда" (1737), "Театру ду форти" (1753), "Опера ду Тежу" (1755), "Опера графа Сори" (1760), "Театру ду салитри" (1782) и др. В 1793 был создан корол. т-р "Сан-Карлуш" (арх. Ж. да Кошта-и-Силва), ставший крупнейшим оперным т-ром Португалии.

В 19 в. были основаны оперные т-ры: "Ларанжейрас" (в 1843), "Тринидади" (в 1867; здесь ставились гл. обр. франц. комич. оперы), "Амелия" (в 1894; шли преим. оперетты). В 1890 построено здание "Колизеу дуж Рекреюш" (на 7000 мест), где наряду с др. представлениями устраивались концерты, оперные и балетные спектакли. В сер. 19 в. получили распространение и любительские организации (ставили гл. обр. оперы итал. композиторов): "Филармоническая академия" (осн. в 1833), "Филармоническая ассамблея" (осн. в 1835). В течение неск. лет работала "Академия Мельпомены", осуществившая постановку соч. португ. авторов. В 1861 Г. Косол организовал первый симф. оркестр, к-рый, однако, быстро распался. Лишь в 1879 был создан постоянный оркестр, выступавший до 1887 под рук. иностр. дирижеров; его место занял коллектив, организованный М. Ламбертини.

В первые десятилетия 20 в. возникали муз. объединения, быстро распадавшиеся из-за финансовых затруднений (гос-во не оказывало им поддержки): Португальский симф. оркестр под рук. П. Бланша, Лисабонский симф. оркестр во главе с Д. ди Соза, Ж. Вианой да Мота и Ф. Фан, Филармонич оркестр Л., основанный Ф. Ласердой, Нац. об-во камерной музыки, возглавлявшееся Ф. Кабралом, и др. Более длит. время работали симф. оркестр Нац. радиовещания (основатель - П. ди Фрейташ Бранку), а также коллективы, созданные дирижером и композитором И. Крусом, - хор им. Дуарти Лобу и Камерный оркестр, преобразованный в Филармонич. оркестр Л. (в 1937). Со 2-й пол. 20 в. произошло нек-рое оживление в муз. жизни Л. Систематически организовывались фестивали оперы, балета и симф. музыки, гастролировали видные музыканты. В числе постоянно действующих муз. коллективов (1971): симф. оркестр Нац. радио, Лисабонский филармонич. оркестр, Камерный оркестр Гульбенкяна, хор "Полифония" (в репертуаре преим. произв. португ. авторов ср. веков). Из-за отсутствия спец. залов концерты устраиваются в помещениях т-ров и кинотеатров. Оперные спектакли даются в Нац. т-ре "Сан-Карлуш", спектакли оперетты и варьете в т-рах "Монументал", "Вариедадиш", "Мария Витория", "АБЦ", "Колизеу дуж Рекреюш". Среди муз. уч. заведений: Консерватория, Муз. академия, об-во "Соната" (проводит семинары по совр. музыке). Организацией гастрольных и конц. выступлений занимаются: "Кружок муз. культуры", "Лисабонское конц. об-во", а также частные импрессарио. В Л. проводятся междунар конкурсы пианистов им. Ж. Вианы да Мота. Особенностью муз. быта Л. является широкое распространение нар. песен и танцев (т. н. фадо), к-рые исполняются на площадях во время разл. празднеств, а также в ресторанах и кафе.

Литература: Machado J. С., Os theatros de Lisboa, Lisboa, 1875; Ponseca Benevides F. da, О Real theatro de S. Carlos de Lisboa, (v. 1-2), Lisboa, 1883-1902; Freitas Вranсо L. de, A mъsica em Portugal, (Lisboa), 1929; Rereira Dias J., Centrios do teatro de S. Carlos, Lisboa, 1940; Freitas Branso J. de, Histуria da mъsica portuguesa, Lisboa, (1959).

M. M. Яковлев

реклама

вам может быть интересно

Духовой оркестр Музыкальные инструменты

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Атональная музыка Термины и понятия
Постановка голоса Опера, вокал, пение
Узбекская музыка Национальные культуры
Акцент Термины и понятия
Украинский балет Балет и танец
Дивертисмент Музыкальные жанры
Allegretto, аллегретто Термины и понятия
Громкость Термины и понятия
Проходящий звук Термины и понятия
Вербункош Музыкальные жанры

Реклама

Категории словаря

города

просмотры: 2636
добавлено: 12.01.2011



Спецпроект:
Мир музыки Чайковского
Смотреть
Спецпроект:
В гостях у Belcanto.ru
Смотреть