Лисабон

Столица и главный культурный центр Португалии. В ср. века муз. жизнь Л. была сосредоточена в корол. резиденции, где служили поэты и музыканты, процветало иск-во трубадуров. В 1229 во дворце Алкасова, близ Л., начала работать постоянная придв. капелла и при ней школа мальчиков, где обучали музыке и пению. В ун-те Л. (осн. в 1290) много внимания уделялось обучению музыке. С кон. 14 в. развивается светское музицирование (музыка звучала во время празднеств, торжеств. процессий). Большое влияние на муз. культуру Л. оказал драматург и композитор Жиль Висенте, в фарсах и "ауто" к-рого важное место занимала вок. и инстр. музыка; исполнялись также его духовные соч. В 16-17 вв. большую роль в развитии муз. жизни Л. сыграли композитор и педагог М. Мендиш, придв. капельмейстер и композитор Ф. Магальяйнш, органист M. P. Коэлью, певец собора Сан-Висенти П. ди Кришту и др. На рубеже 16-17 вв. в Л. имелось 13 музыкальных, 14 танц. школ. В домах аристократии было распространено светское музицирование (игра на арфе, клавикордах, а также пение). В 18 в. в Л. работали мн. иностр. музыканты, способствовавшие активизации муз. жизни (Д. Скарлатти, Д. Перес, Дж. Джорги и др.). Центром муз. образования стала "Патриархальная семинария", где преподавали лучшие музыканты страны. В 1735 открылся первый публичный т-р "Тринидади" (или "Академия музыки"), предназначенный для выступлений итал. оперных трупп. В 18 в. открылись также: "Театру да ажуда" (1737), "Театру ду форти" (1753), "Опера ду Тежу" (1755), "Опера графа Сори" (1760), "Театру ду салитри" (1782) и др. В 1793 был создан корол. т-р "Сан-Карлуш" (арх. Ж. да Кошта-и-Силва), ставший крупнейшим оперным т-ром Португалии.

В 19 в. были основаны оперные т-ры: "Ларанжейрас" (в 1843), "Тринидади" (в 1867; здесь ставились гл. обр. франц. комич. оперы), "Амелия" (в 1894; шли преим. оперетты). В 1890 построено здание "Колизеу дуж Рекреюш" (на 7000 мест), где наряду с др. представлениями устраивались концерты, оперные и балетные спектакли. В сер. 19 в. получили распространение и любительские организации (ставили гл. обр. оперы итал. композиторов): "Филармоническая академия" (осн. в 1833), "Филармоническая ассамблея" (осн. в 1835). В течение неск. лет работала "Академия Мельпомены", осуществившая постановку соч. португ. авторов. В 1861 Г. Косол организовал первый симф. оркестр, к-рый, однако, быстро распался. Лишь в 1879 был создан постоянный оркестр, выступавший до 1887 под рук. иностр. дирижеров; его место занял коллектив, организованный М. Ламбертини.

В первые десятилетия 20 в. возникали муз. объединения, быстро распадавшиеся из-за финансовых затруднений (гос-во не оказывало им поддержки): Португальский симф. оркестр под рук. П. Бланша, Лисабонский симф. оркестр во главе с Д. ди Соза, Ж. Вианой да Мота и Ф. Фан, Филармонич оркестр Л., основанный Ф. Ласердой, Нац. об-во камерной музыки, возглавлявшееся Ф. Кабралом, и др. Более длит. время работали симф. оркестр Нац. радиовещания (основатель - П. ди Фрейташ Бранку), а также коллективы, созданные дирижером и композитором И. Крусом, - хор им. Дуарти Лобу и Камерный оркестр, преобразованный в Филармонич. оркестр Л. (в 1937). Со 2-й пол. 20 в. произошло нек-рое оживление в муз. жизни Л. Систематически организовывались фестивали оперы, балета и симф. музыки, гастролировали видные музыканты. В числе постоянно действующих муз. коллективов (1971): симф. оркестр Нац. радио, Лисабонский филармонич. оркестр, Камерный оркестр Гульбенкяна, хор "Полифония" (в репертуаре преим. произв. португ. авторов ср. веков). Из-за отсутствия спец. залов концерты устраиваются в помещениях т-ров и кинотеатров. Оперные спектакли даются в Нац. т-ре "Сан-Карлуш", спектакли оперетты и варьете в т-рах "Монументал", "Вариедадиш", "Мария Витория", "АБЦ", "Колизеу дуж Рекреюш". Среди муз. уч. заведений: Консерватория, Муз. академия, об-во "Соната" (проводит семинары по совр. музыке). Организацией гастрольных и конц. выступлений занимаются: "Кружок муз. культуры", "Лисабонское конц. об-во", а также частные импрессарио. В Л. проводятся междунар конкурсы пианистов им. Ж. Вианы да Мота. Особенностью муз. быта Л. является широкое распространение нар. песен и танцев (т. н. фадо), к-рые исполняются на площадях во время разл. празднеств, а также в ресторанах и кафе.

Литература: Machado J. С., Os theatros de Lisboa, Lisboa, 1875; Ponseca Benevides F. da, О Real theatro de S. Carlos de Lisboa, (v. 1-2), Lisboa, 1883-1902; Freitas Вranсо L. de, A mъsica em Portugal, (Lisboa), 1929; Rereira Dias J., Centrios do teatro de S. Carlos, Lisboa, 1940; Freitas Branso J. de, Histуria da mъsica portuguesa, Lisboa, (1959).

M. M. Яковлев

реклама

вам может быть интересно

Псалмы Церковная музыка
Камертон Термины и понятия

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Крюки Церковная музыка
Таллин Города
Кабардино-Балкарская музыка Национальные культуры
Сценарий Термины и понятия
Appassionato, аппассионaто Термины и понятия
Металлофоны Музыкальные инструменты
Корнет Музыкальные инструменты
Чонгури Музыкальные инструменты
Оперные театры Опера, вокал, пение

Реклама

Категории словаря

города

просмотры: 2715
добавлено: 12.01.2011



Спецпроект:
В гостях у Belcanto.ru
Смотреть
Спецпроект:
На родине бельканто
Смотреть