Сальваторе Личитра

Salvatore Licitra

Дата рождения
10.08.1968
Дата смерти
05.09.2011
Профессия
Тип голоса
тенор
Страна
Италия
Автор

Сальваторе Личитра (Salvatore Licitra)

Если английские газеты провозгласили наследником Паваротти Хуана Диего Флореса, то американские убеждены в том, что место «Большого Лючано» принадлежит Сальваторе Личитре. Сам тенор предпочитает осторожность, утверждая: «Слишком много Паваротти мы видели в минувшие годы. И слишком много Каллас. Лучше сказать: я Личитра».

Личитра — сицилиец по происхождению, его корни — в провинции Рагуза. Но родился он в Швейцарии, в Берне. Сын эмигрантов — обычное дело для итальянского юга, где работы для всех не находится. Его семья — владелица фотолитографической фирмы, и именно в ней и предстояло трудиться Сальваторе. Если бы в 1987-ом году, в самый разгар перестройки, местная сицилийская радиостанция не крутила без конца песню одной советской группы «Товарищ Горбачев, до свидания». Мотивчик так привязался к юному Личитре, что его мать заявила: «Иди или к психиатру, или к учителю пения». В восемнадцать лет Сальваторе сделал свой выбор, конечно, в пользу пения.

Интересно, что поначалу начинающего певца считали баритоном. Знаменитый Карло Бергонци помог Личитре определить подлинную природу его голоса В течение нескольких лет молодой сицилиец передвигался по маршруту Милан — Парма и обратно. На уроки к Бергонци. Но обучение в Вердиевской Академии в Буссето не гарантирует ни громкого дебюта, ни выгодных контрактов. До того, как Личитру заметил Мути и выбрал его для роли Манрико в «Трубадуре» на открытии сезона Ла Скала 2000-2001-ого года, до того, как он с триумфом заменил отказавшегося петь Паваротти в мае 2002-ого в Метрополитен Опера, тенор пробовал себя в самых разных ролях, не всегда соответствующих его голосу.

Голос Личитры действительно очень красив. Знатоки голосов в Италии и Америке утверждают, что это самый красивый тенор со времен молодого Каррераса, а его серебристый оттенок напоминает Паваротти лучших лет. Но красивый голос — пожалуй, последнее качество в ряду необходимых для большой оперной карьеры. А другие качества у Личитры отсутствуют или пока не проявились вполне. Певцу сорок два года, но его техника все еще несовершенна. Его голос отлично звучит в центральном регистре, но высокие ноты тусклы. Автору этих строк пришлось присутствовать на представлениях «Аиды» в Арена ди Верона, когда певец попросту пускал ужасных «петухов» в конце коварного романса героя. Причина в том, что переходы от одного регистра к другому не выровнены. Его фразировка только порой выразительна. Причина та же: недостаток техники контроля звука. Что касается музыкальности, что у Личитры ее еще меньше, чем у Паваротти. Но если Big Luciano, несмотря на неромантическую внешность и огромный вес, имел все права на звание харизматической личности, его молодой коллега полностью лишен обаяния. На сцене Личитра производит очень слабое впечатление. Столь же неромантическая внешность и лишний вес вредят ему еще больше, чем Паваротти.

Но театры испытывают такую острую нужду в тенорах, что неудивительно, что в тот майский вечер 2002-ого года после окончания «Тоски» Личитре аплодировали в течение четверти часа. Все произошло как в фильме: тенор изучал клавир «Аиды», когда его агент позвонил ему с известием, что Паваротти петь не может и требуются его услуги. На следующий день газеты раструбили о «наследнике «Большого Лючано».

Средства массовой информации и высокие гонорары побуждают молодого певца работать в бешеных темпах, что грозит ему превращением в метеор, промелькнувший на оперном небосклоне и столь же быстро исчезнувший. Еще недавно знатоки голосов надеялись, что у Личитры есть голова на плечах, и он будет продолжать работать над техникой и избегать ролей, к которым пока не готов: его голос не является драматическим тенором, только с годами и с наступлением зрелости певец может задуматься об Отелло и Калафе. Ныне (достаточно посетить сайт Arena di Verona) певец фигурирует в качестве «одного из ведущих теноров итальянского драматического репертуара». Отелло, правда, пока не значится в его послужном списке (дoля риска была бы слишком высока), но он уже выступил в ролях Туридду в «Сельской чести», Канио в «Паяцах», Андре Шенье, Дика Джонсона в «Девушке с Запада», Луиджи в «Плаще», Калафа в «Турандот». Кроме этого, в его репертуаре Поллион в «Норме», Эрнани, Манрико в «Трубадуре», Ричард в «Бале-маскараде», Дон Альваро в «Силе судьбы», Дон Карлос, Радамес. Самые престижные театры мира, включая Ла Скала и Метрополитан Опера, стремятся заполучить его. И как удивляться этому, когда трое великих закончили карьеру, а равноценной замены им нет и не предвидится?

К чести тенора надо сказать, что он в последние годы он похудел и выглядит лучше, хотя улучшившийся внешний вид никак не может заменить сценической харизмы. Как говорят в Италии, la classe non e acqua... Но технические проблемы не преодолены до конца. От Паоло Изотты, гуру итальянской музыкальной критики, Личитра постоянно получает «палочные удары»: по случаю его выступления в казалось бы, уже апробированной роли Манрико в «Трубадуре» в неаполитанском театре Сан Карло (вспомним, что на эту роль он был выбран самим Мути) Изотта назвал его «tenoraccio» (то есть плохой, если не ужасный, тенор) и заявил, что он сильно фальшивит и в его пении непонятно ни единого слова. То есть от наставлений Риккардо Мути не осталось и следа. В применении к Личитре суровый критик использовал фразу Бенито Муссолини: «Править итальянцами не просто трудно — невозможно». Если Муссолини отчаялся научиться управлять итальянцами, то у Личитры еще меньше шансов научиться управлять собственным голосом. Естественно, что тенор не оставил без ответа подобные высказывания, предположив, что кое-кто завидует его успеху и обвинив Изотту в том, что критики способствуют изгнанию молодых талантов из родной страны.

Нам же остается набраться терпения и посмотреть, что будет с обладателем самого красивого голоса со времен молодого Каррераса.

реклама

вам может быть интересно

Публикации

рекомендуем

смотрите также

Реклама