Алексей Петрович Иванов

Alexei Ivanov

Алексей Петрович Иванов

Алексей Петрович родился в 1904 году в семье учителя церковно-приходской школы. Когда мальчик подрос, его определили в эту школу, что располагалась в селе Чижово Тверской губернии. В школе преподавалось пение, которым увлекались и в семье Ивановых. Маленький Алексей слушал, затаив дыхание, как пели народные песни отец и сёстры. Вскоре включился в домашний хор и его голос. С тех пор Алексей уже не переставал заниматься пением.

В реальном училище Твери, куда поступил Алексей Петрович, ставились силами учащихся самодеятельные спектакли. Первой ролью, которую исполнил Алексей, была партия Муравья в музыкальной инсценировке басни Крылова "Стрекоза и Муравей". По окончании училища Алексей Петрович поступает на физико-математическое отделение Тверского педагогического института. С 1926 года он работает преподавателем физики, математики и механики в школе ФЗУ Тверского вагоностроительного завода. В этот период и начинаются серьёзные занятия пением. В 1928 году Иванов поступает в Ленинградскую консерваторию, не прерывая преподавания точных наук уже в школах и техникумах Ленинграда.

Очень много дала певцу в приобретении вокально-сценических навыков оперная студия при консерватории, где он занимался под руководством Ивана Васильевича Ершова. С большой теплотой вспоминал Алексей Петрович свою первую роль, исполненную на сцене студии - партию Скарпиа в опере Дж. Пуччини "Тоска". С нею в 1948 году уже признанный к тому времени певец, солист Большого театра, выступил на фестивале "Пражская весна" в пражском оперном театре в ансамбле с Дино Бодести и Ярмилой Пеховой. Под руководством Ершова Иванов также подготовил партию Грязного ("Царская невеста").

Значительную роль в формировании сценического дарования артиста сыграли годы пребывания в Ленинградском академическом Малом оперном театре, на сцене которого Алексей Петрович начал выступать в 1932 году. Уже в тот период пристальное внимание молодого певца привлекали творческие принципы Станиславского, его реформы в области музыкального театра, его стремление преодолеть оперные штампы, в жертву которым часто приносились интересы актёра-певца, в связи с чем оперный спектакль терял цельность и распадался на ряд отдельных, более или менее удачно спетых партий. В период работы в МАЛЕГОТе Иванов встретился с К. С. Станиславским и имел с ним продолжительную беседу, во время которой получил ценнейшие уроки воплощения оперных образов.

В 1936-38 годах артист выступает на сцене Саратовского и Горьковского оперных театров. В Саратове он с большим успехом выступил в роли Демона в одноимённой опере А. Рубинштейна. Уже позднее, исполняя партию Демона в филиале Большого театра, певец значительно углубил сценическую характеристику лермонтовского героя, найдя выразительные штрихи, оттеняющие его неукротимый бунтарский дух. Вместе с тем певец придавал Демону черты человечности, рисуя его не столько мистическим существом, сколько сильной личностью, не желающей мириться с окружающей несправедливостью.

На сцене филиала Большого театра Алексей Петрович дебютировал в роли Риголетто в 1938 году. Если на западноевропейских сценах главным героем обычно является Герцог, партия которого входит в репертуар именитых теноров, то в шедшей тогда постановке Большого ведущее значение приобрела судьба шута Риголетто. За годы своей работы в Большом театре Иванов спел практически весь баритоновый репертуар, и особенно была отмечена критикой и зрителями его работа над ролью Беса в опере "Черевички". В этой роли Алексей Петрович блеснул гибкостью сильного и звучного голоса, законченностью актёрского мастерства. Его голос очень ярко звучит в сцене заклинания. Присущее артисту чувство юмора помогло снять с образа Беса налёт фантастичности - Иванов рисовал его комически-суетливым, вертлявым существом, тщетно пытающимся встать на пути человека. В 1947 году с большим успехом Иванов исполнил партию Петра в новой постановке и редакции оперы А. Серова "Вражья сила". Перед ним стояла очень сложная задача, поскольку в новой редакции произведения центральным образом становился Пётр вместо кузнеца Ерёмки. Вот как писала критика тех лет: "С этой задачей Алексей Иванов справился блестяще, переместив центр тяжести спектакля на созданный им глубоко правдивый вокально-сценический образ, выразительно оттенив порывы мятущегося Петра, резкие переходы от неукротимого веселья к сумрачной подавленности. Нельзя не отметить, что артист в этой роли приблизился к первоисточнику оперы - к драме Островского "Не так живи, как хочется" и верно понял её идею, её этическую направленность".

Горячий темперамент и сценическая одарённость всегда помогали Алексею Петровичу поддерживать напряжённость драматического действия, добиваться цельности оперных образов. Очень удачно получился у певца образ Мазепы в опере П. И. Чайковского. Артист смело вскрывал противоречия между благородством внешнего облика старого гетмана и его низменной сущностью предателя, которому чужды добрые человеческие чувства и побуждения. Холодный расчёт руководит всеми помыслами и поступками Мазепы в исполнении Иванова. Вот Мазепа отдал приказ казнить Кочубея - отца Марии. И, совершив эту подлость, он нежно обнимает слепо доверившуюся ему Марию и вкрадчиво спрашивает, кого из двух - его или отца - она бы принесла в жертву, если один из них двоих должен был бы умереть. Алексей Иванов проводил эту сцену с удивительной психологической выразительностью, ещё более возрастающей в последней картине, когда Мазепа видит крушение всех своих планов.

Алексей Петрович Иванов объездил практически весь Советский Союз с гастролями, побывал за рубежом, участвовал в различных оперных постановках зарубежных оперных театров. В 1945 году после выступлений в Вене артист получил лавровый венок с надрисью: "Большому артисту от благодарного освобождённого города Вены". Певец всегда помнил завет М. И. Глинки о "свободно льющемся звуке, тепло окрашенном и всегда осмысленном". Эти слова невольно вспоминаются, когда слышишь пение Алексея Петровича, когда восхищаешься его прекрасной дикцией, доносящей до слушателя каждое слово. Иванов - автор ряда книг, среди которых особое место занимают его воспоминания, опубликованные в книге под названием "Жизнь артиста".

Основная дискография А. П. Иванова:

  1. Опера "Кармен" Ж. Бизе, партия Эскамильо, хор и оркестр Большого театра п/у В. Небольсина, запись 1953 года, партнёры - В. Борисенко, Г. Нэлепп, Е. Шумская и другие.
    (В настоящее время выпущена на CD у нас и за рубежом)
  2. Опера "Паяцы" Р. Леонкавалло, партия Тонио, хор и оркестр Большого театра п/у В. Небольсина, "живая" запись 1959 года, партнёры - М. Дель Монако, Л. Масленникова, Н. Тимченко, Е. Белов.
    (В последний раз выходила на грампластинках в 1983 году на фирме "Мелодия")
  3. Опера "Борис Годунов" М. Мусоргского, партия Андрея Щелкалова, хор и оркестр Большого театра п/у А. Мелик-Пашаева, запись 1962 года, партнёры - И. Петров, Г. Шульпин, В. Ивановский, М. Решетин, И. Архипова и другие.
    (Выпущена на CD за рубежом)
  4. Опера "Хованщина" М. Мусоргского, партия Шакловитого, хор и оркестр Большого театра п/у В. Небольсина, запись 1951 года, партнёры - М. Рейзен, М. Максакова, А. Кривченя, Г. Большаков, Н. Ханаев и другие.
    (Выпущена на CD за рубежом)
  5. Опера "Дубровский" Э. Направника, партия Троекурова, хор и оркестр Большого театра п/у В. Небольсина, запись 1948 года, партнёры - И. Козловский, Н. Чубенко, Е. Вербицкая, Е. Иванов, Н. Покровская и другие.
    (Последний выпуск на грампластинках фирмы "Мелодия" в 70-х годах XX века)
  6. Опера "Сказка о царе Салтане" Н. Римского-Корсакова, партия гонца, хор и оркестр Большого театра п/у В. Небольсина, запись 1958 года, партнёры - И. Петров, Е. Смоленская, В. Ивановский, Г. Олейниченко, Л. Никитина, Е. Шумилова, П. Чекин и другие.
    (Выпущена на CD за рубежом)
  7. Опера "Царская невеста" Н. Римского-Корсакова, партия Грязного, хор и оркестр Большого театра, "живая" запись 1958 года, партнёры - Е. Шумская, И. Архипова.
    (Запись хранится в фондах радио, на CD не выходила)
  8. Опера "Демон" А. Рубинштейна, партия Демона, хор и оркестр Большого театра п/у А. Мелик-Пашаева, запись 1950 года, партнёры - Т. Талахадзе, И. Козловский, Е. Грибова, В. Гаврюшов и другие.
    (Выпущена на CD у нас и за рубежом)
  9. Опера "Мазепа" П. Чайковского, партия Мазепы, хор и оркестр Большого театра п/у В. Небольсина, запись 1948 года, партнёры - И. Петров, В. Давыдова, Н. Покровская, Г. Большаков и другие.
    (Выпущена на CD за рубежом)
  10. Опера "Пиковая дама" П. Чайковского, партия Томского, хор и оркестр Большого театра п/у А. Мелик-Пашаева, запись 1948 года, партнёры - Г. Нэлепп, Е. Смоленская, П. Лисициан, Е. Вербицкая, В. Борисенко и другие.
    (Выпущена на CD в России и за рубежом)
  11. Опера "Черевички" П. Чайковского, партия Беса, хор и оркестр Большого театра п/у А. Мелик-Пашаева, запись 1948 года, партнёры - Е. Кругликова, М. Михайлов, Г. Нэлепп, Е. Антонова, Ф. Годовкин и другие.
    (Выпущена на CD за рубежом)
  12. Опера "Декабристы" Ю. Шапорина, партия Рылеева, хор и оркестр Большого театра п/у А. Мелик-Пашаева, запись 1955 года, партнёры - А. Пирогов, Н. Покровская, Г. Нэлепп, Е. Вербицкая, И. Петров, А. Огнивцев и другие.
    (Последний раз выпускалась на грампластинках "Мелодии" в конце 60-х годов XX века)
    Среди видеозаписей с участием А. П. Иванова известен фильм-опера "Черевички", съёмки конца 40-х годов с участием Г. Большакова, М. Михайлова и других.

реклама

вам может быть интересно

Записи

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Бела Барток Композиторы
Комитас Композиторы
Уильям Форсайт Танцовщики

Реклама

Дата рождения

22.09.1904

Дата смерти

11.03.1982

Профессия

певец

Тип голоса

баритон

Страна

СССР

Автор

Александр Марасанов

просмотры: 5073
добавлено: 12.12.2002



Спецпроект:
На родине бельканто
Смотреть
Спецпроект:
Мир музыки Чайковского
Смотреть