Алексей Петрович Иванов

Alexei Ivanov

Алексей Петрович Иванов

Алексей Петрович родился в 1904 году в семье учителя церковно-приходской школы. Когда мальчик подрос, его определили в эту школу, что располагалась в селе Чижово Тверской губернии. В школе преподавалось пение, которым увлекались и в семье Ивановых. Маленький Алексей слушал, затаив дыхание, как пели народные песни отец и сёстры. Вскоре включился в домашний хор и его голос. С тех пор Алексей уже не переставал заниматься пением.

В реальном училище Твери, куда поступил Алексей Петрович, ставились силами учащихся самодеятельные спектакли. Первой ролью, которую исполнил Алексей, была партия Муравья в музыкальной инсценировке басни Крылова "Стрекоза и Муравей". По окончании училища Алексей Петрович поступает на физико-математическое отделение Тверского педагогического института. С 1926 года он работает преподавателем физики, математики и механики в школе ФЗУ Тверского вагоностроительного завода. В этот период и начинаются серьёзные занятия пением. В 1928 году Иванов поступает в Ленинградскую консерваторию, не прерывая преподавания точных наук уже в школах и техникумах Ленинграда.

Очень много дала певцу в приобретении вокально-сценических навыков оперная студия при консерватории, где он занимался под руководством Ивана Васильевича Ершова. С большой теплотой вспоминал Алексей Петрович свою первую роль, исполненную на сцене студии - партию Скарпиа в опере Дж. Пуччини "Тоска". С нею в 1948 году уже признанный к тому времени певец, солист Большого театра, выступил на фестивале "Пражская весна" в пражском оперном театре в ансамбле с Дино Бодести и Ярмилой Пеховой. Под руководством Ершова Иванов также подготовил партию Грязного ("Царская невеста").

Значительную роль в формировании сценического дарования артиста сыграли годы пребывания в Ленинградском академическом Малом оперном театре, на сцене которого Алексей Петрович начал выступать в 1932 году. Уже в тот период пристальное внимание молодого певца привлекали творческие принципы Станиславского, его реформы в области музыкального театра, его стремление преодолеть оперные штампы, в жертву которым часто приносились интересы актёра-певца, в связи с чем оперный спектакль терял цельность и распадался на ряд отдельных, более или менее удачно спетых партий. В период работы в МАЛЕГОТе Иванов встретился с К. С. Станиславским и имел с ним продолжительную беседу, во время которой получил ценнейшие уроки воплощения оперных образов.

В 1936-38 годах артист выступает на сцене Саратовского и Горьковского оперных театров. В Саратове он с большим успехом выступил в роли Демона в одноимённой опере А. Рубинштейна. Уже позднее, исполняя партию Демона в филиале Большого театра, певец значительно углубил сценическую характеристику лермонтовского героя, найдя выразительные штрихи, оттеняющие его неукротимый бунтарский дух. Вместе с тем певец придавал Демону черты человечности, рисуя его не столько мистическим существом, сколько сильной личностью, не желающей мириться с окружающей несправедливостью.

На сцене филиала Большого театра Алексей Петрович дебютировал в роли Риголетто в 1938 году. Если на западноевропейских сценах главным героем обычно является Герцог, партия которого входит в репертуар именитых теноров, то в шедшей тогда постановке Большого ведущее значение приобрела судьба шута Риголетто. За годы своей работы в Большом театре Иванов спел практически весь баритоновый репертуар, и особенно была отмечена критикой и зрителями его работа над ролью Беса в опере "Черевички". В этой роли Алексей Петрович блеснул гибкостью сильного и звучного голоса, законченностью актёрского мастерства. Его голос очень ярко звучит в сцене заклинания. Присущее артисту чувство юмора помогло снять с образа Беса налёт фантастичности - Иванов рисовал его комически-суетливым, вертлявым существом, тщетно пытающимся встать на пути человека. В 1947 году с большим успехом Иванов исполнил партию Петра в новой постановке и редакции оперы А. Серова "Вражья сила". Перед ним стояла очень сложная задача, поскольку в новой редакции произведения центральным образом становился Пётр вместо кузнеца Ерёмки. Вот как писала критика тех лет: "С этой задачей Алексей Иванов справился блестяще, переместив центр тяжести спектакля на созданный им глубоко правдивый вокально-сценический образ, выразительно оттенив порывы мятущегося Петра, резкие переходы от неукротимого веселья к сумрачной подавленности. Нельзя не отметить, что артист в этой роли приблизился к первоисточнику оперы - к драме Островского "Не так живи, как хочется" и верно понял её идею, её этическую направленность".

Горячий темперамент и сценическая одарённость всегда помогали Алексею Петровичу поддерживать напряжённость драматического действия, добиваться цельности оперных образов. Очень удачно получился у певца образ Мазепы в опере П. И. Чайковского. Артист смело вскрывал противоречия между благородством внешнего облика старого гетмана и его низменной сущностью предателя, которому чужды добрые человеческие чувства и побуждения. Холодный расчёт руководит всеми помыслами и поступками Мазепы в исполнении Иванова. Вот Мазепа отдал приказ казнить Кочубея - отца Марии. И, совершив эту подлость, он нежно обнимает слепо доверившуюся ему Марию и вкрадчиво спрашивает, кого из двух - его или отца - она бы принесла в жертву, если один из них двоих должен был бы умереть. Алексей Иванов проводил эту сцену с удивительной психологической выразительностью, ещё более возрастающей в последней картине, когда Мазепа видит крушение всех своих планов.

Алексей Петрович Иванов объездил практически весь Советский Союз с гастролями, побывал за рубежом, участвовал в различных оперных постановках зарубежных оперных театров. В 1945 году после выступлений в Вене артист получил лавровый венок с надрисью: "Большому артисту от благодарного освобождённого города Вены". Певец всегда помнил завет М. И. Глинки о "свободно льющемся звуке, тепло окрашенном и всегда осмысленном". Эти слова невольно вспоминаются, когда слышишь пение Алексея Петровича, когда восхищаешься его прекрасной дикцией, доносящей до слушателя каждое слово. Иванов - автор ряда книг, среди которых особое место занимают его воспоминания, опубликованные в книге под названием "Жизнь артиста".

Основная дискография А. П. Иванова:

  1. Опера "Кармен" Ж. Бизе, партия Эскамильо, хор и оркестр Большого театра п/у В. Небольсина, запись 1953 года, партнёры - В. Борисенко, Г. Нэлепп, Е. Шумская и другие.
    (В настоящее время выпущена на CD у нас и за рубежом)
  2. Опера "Паяцы" Р. Леонкавалло, партия Тонио, хор и оркестр Большого театра п/у В. Небольсина, "живая" запись 1959 года, партнёры - М. Дель Монако, Л. Масленникова, Н. Тимченко, Е. Белов.
    (В последний раз выходила на грампластинках в 1983 году на фирме "Мелодия")
  3. Опера "Борис Годунов" М. Мусоргского, партия Андрея Щелкалова, хор и оркестр Большого театра п/у А. Мелик-Пашаева, запись 1962 года, партнёры - И. Петров, Г. Шульпин, В. Ивановский, М. Решетин, И. Архипова и другие.
    (Выпущена на CD за рубежом)
  4. Опера "Хованщина" М. Мусоргского, партия Шакловитого, хор и оркестр Большого театра п/у В. Небольсина, запись 1951 года, партнёры - М. Рейзен, М. Максакова, А. Кривченя, Г. Большаков, Н. Ханаев и другие.
    (Выпущена на CD за рубежом)
  5. Опера "Дубровский" Э. Направника, партия Троекурова, хор и оркестр Большого театра п/у В. Небольсина, запись 1948 года, партнёры - И. Козловский, Н. Чубенко, Е. Вербицкая, Е. Иванов, Н. Покровская и другие.
    (Последний выпуск на грампластинках фирмы "Мелодия" в 70-х годах XX века)
  6. Опера "Сказка о царе Салтане" Н. Римского-Корсакова, партия гонца, хор и оркестр Большого театра п/у В. Небольсина, запись 1958 года, партнёры - И. Петров, Е. Смоленская, В. Ивановский, Г. Олейниченко, Л. Никитина, Е. Шумилова, П. Чекин и другие.
    (Выпущена на CD за рубежом)
  7. Опера "Царская невеста" Н. Римского-Корсакова, партия Грязного, хор и оркестр Большого театра, "живая" запись 1958 года, партнёры - Е. Шумская, И. Архипова.
    (Запись хранится в фондах радио, на CD не выходила)
  8. Опера "Демон" А. Рубинштейна, партия Демона, хор и оркестр Большого театра п/у А. Мелик-Пашаева, запись 1950 года, партнёры - Т. Талахадзе, И. Козловский, Е. Грибова, В. Гаврюшов и другие.
    (Выпущена на CD у нас и за рубежом)
  9. Опера "Мазепа" П. Чайковского, партия Мазепы, хор и оркестр Большого театра п/у В. Небольсина, запись 1948 года, партнёры - И. Петров, В. Давыдова, Н. Покровская, Г. Большаков и другие.
    (Выпущена на CD за рубежом)
  10. Опера "Пиковая дама" П. Чайковского, партия Томского, хор и оркестр Большого театра п/у А. Мелик-Пашаева, запись 1948 года, партнёры - Г. Нэлепп, Е. Смоленская, П. Лисициан, Е. Вербицкая, В. Борисенко и другие.
    (Выпущена на CD в России и за рубежом)
  11. Опера "Черевички" П. Чайковского, партия Беса, хор и оркестр Большого театра п/у А. Мелик-Пашаева, запись 1948 года, партнёры - Е. Кругликова, М. Михайлов, Г. Нэлепп, Е. Антонова, Ф. Годовкин и другие.
    (Выпущена на CD за рубежом)
  12. Опера "Декабристы" Ю. Шапорина, партия Рылеева, хор и оркестр Большого театра п/у А. Мелик-Пашаева, запись 1955 года, партнёры - А. Пирогов, Н. Покровская, Г. Нэлепп, Е. Вербицкая, И. Петров, А. Огнивцев и другие.
    (Последний раз выпускалась на грампластинках "Мелодии" в конце 60-х годов XX века)
    Среди видеозаписей с участием А. П. Иванова известен фильм-опера "Черевички", съёмки конца 40-х годов с участием Г. Большакова, М. Михайлова и других.

реклама

вам может быть интересно

Камиль Сен-Санс Композиторы

Записи

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Реклама



Дата рождения

22.09.1904

Дата смерти

11.03.1982

Профессия

певец

Тип голоса

баритон

Страна

СССР

Автор

Александр Марасанов

просмотры: 7028
добавлено: 12.12.2002



Спецпроект:
В гостях у Belcanto.ru
Смотреть
Спецпроект:
Мир музыки Чайковского
Смотреть