Жак Ибер

Jacques Ibert

Жак Ибер (Jacques Ibert)

Жак Ибер (полное имя Жак Франсуа Антуан Ибер, 15 августа 1890, Париж — 5 февраля 1962, Париж) — французский композитор.

Ибер родился в семье торгового агента Антуана Ибера и Маргариты Лартиг, троюродной сестры Мануэля де Фальи. В четыре года начал обучаться игре на скрипке и фортепиано под руководством матери. В двенадцать лет прочёл учебник гармонии Ребера и Дюбуа, начал сочинять небольшие вальсы и песни. По окончании школы устроился на работу заведующего складом, чтобы помочь отцу, дела которого в то время шли не очень успешно. Втайне от родителей частным образом изучал сольфеджио и теорию музыки, а также посещал курсы актёрского мастерства Поля Муне. Муне советовал юноше избрать карьеру актёра, однако эту идею не поддержали родители Ибера, и он решил целиком посвятить себя музыке.

В 1910 году, по совету Мануэля де Фальи, Ибер подал заявление в Парижскую консерваторию и был принят в нее как «слушатель», а через год — на полноценное обучение в классы контрапункта Андре Жедальжа, гармонии — Эмиля Пессара, композиции и оркестровки — Поля Видаля. Среди его однокурсников были будущие известные композиторы Артюр Онеггер и Дариюс Мийо. Ибер зарабатывал на жизнь, давая частные уроки, играя на фортепиано в кинотеатрах Монмартра и сочиняя эстрадные песни и танцы (некоторые из которых были опубликованы под псевдонимом Уильям Берти).

С началом Первой мировой войны Ибер, не подходивший к военной службе по состоянию здоровья, тем не менее, уходит на фронт в ноябре 1914 года санитаром. В 1916 году он заболевает тифом и вынужден вернуться в тыл. На краткое время он примыкает к созданной Эриком Сати группе композиторов «Новые молодые» и участвует в нескольких концертах вместе с Жоржем Ориком, Луи Дюреем и Артюром Онеггером. Год спустя Ибер поступает на службу во флот, где вскоре получает звание офицера и несколько лет служит в Дюнкерке. В октябре 1919 года, ещё не демобилизовавшись, Ибер принимает участие в конкурсе на Римскую премию с кантатой «Поэт и фея» и сразу получает Гран при, что позволяет ему три года жить в Риме. В том же году Ибер женится на Розетте Вебер, дочери художника Жана Вебера. В феврале 1920 супруги переезжают в Рим, где композитор пишет первое крупное сочинение для оркестра — «Балладу Редингской тюрьмы» по одноименной поэме Оскара Уайльда. К римскому периоду творчества относятся опера «Персей и Андромеда», сюиты «Истории» для фортепиано и «Морские порты» для оркестра. Только постоянные переезды и чистое стечение обстоятельств привело к тому, что в 1920 году музыкальный критик Анри Колле, «пересчитывая» молодых композиторов, не включил Жака Ибера в знаменитую и широко разрекламированную группу «Шести».

В 1923 году композитор возвращается в Париж, где ведёт активную композиторскую деятельность, а также преподает в Универсальной школе оркестровку. Через три года Ибер покупает в Нормандии дом XVI века, где проводит по несколько месяцев в год, желая удалиться от городской суеты. В этом доме он создаст свои самые известные сочинения: Дивертисмент для оркестра, оперу «Король Ивето», балет «Странствующий рыцарь» и другие.

1927 год отмечен появлением оперы «Анжелика», поставленной в Париже и принесшей её автору мировую известность. В последующие годы Ибер много работает над музыкой к театральным постановкам и кинофильмам, среди которых выделяется «Дон Кихот» (1932) с Фёдором Шаляпиным в главной роли. Композитор создает также ряд оркестровых сочинений, в том числе «Морскую симфонию», которая, согласно его завещанию, не должна была исполняться до его смерти.

В 1933-1936 годах Ибер пишет Концерт для флейты и Камерное концертино для саксофона, а также два больших балета с пением (по заказу Иды Рубинштейн): «Диана из Пуатье» и «Странствующий рыцарь». Предпринимает большое турне по Европе, выступает со своими произведениями как дирижер, руководит первой постановкой «Короля Ивето» в Дюссельдорфе. Совместно с Онеггером создается опера «Орленок».

В 1937 году Ибер получает место директора Французской академии в Риме (впервые с 1666 года на эту должность был назначен музыкант). Вновь обращается к совместной работе с Онеггером: оперетта «Малютка Кардиналь», поставленная в Париже, имела большой успех.

С начала Второй мировой войны Ибер служил на должности Морского атташе при французском посольстве в Риме. 10 июня Италия вступила в войну, и на следующий день Ибер вместе с семьей на дипломатическом поезде отбыл из Рима.

В августе 1940 года Ибер был отправлен в отставку, специальным указом правительства Виши его имя было вычеркнуто из списка морских офицеров, а произведения запрещены к исполнению. В течение последующих четырех лет Ибер жил на полулегальном положении, продолжая сочинять (в 1942 году он окончил начатый за пять лет до того Струнный квартет). В октябре 1942 года Иберу удалось перебраться в Швейцарию, где у него начались серьёзные проблемы со здоровьем (сепсис).

После освобождения Парижа в августе 1944 года Ибер вернулся во Францию. С 1945 по 1947 год композитор снова возглавлял Французскую Академию в Риме. Ибер вновь пишет музыку к театральным постановкам и кинофильмам, балетам, дирижирует собственными сочинениями.

С 1950-х годов Ибер начинает испытывать проблемы с сердечно-сосудистой системой, что вынудило его прекратить концертные выступления и преподавательскую деятельность. В 1960 году композитор переезжает из Рима в Париж.

Ибер умер 5 февраля 1962 года от инфаркта. Последние годы жизни он работал над Второй симфонией, которая осталась неоконченной. Композитор похоронен на кладбище Пасси.

В творчестве Ибера сочетаются неоклассические и импрессионистские элементы: ясность и стройность формы, мелодическая свобода, гибкая ритмика, красочность инструментовки. Ибер — мастер музыкального дивертисмента, лёгкой шутки.


Сочинения:

оперы — Персей и Андромеда (1923 пост. 1929, т-р «Гранд-Опера», Париж), Гонзаго (1929, Монте-Карло; 1935, т-р «Опера комик», Париж), Король Ивето (1930, т-р «Опера комик», Париж), Орлёнок (по одноим. пьесе Э. Ростана, совм. с А. Онеггером, 1937, Монте-Карло); балеты — Встречи (партитура создана на основе фп. сюиты, 1925, т-р «Гранд-Опера», Париж), Диана де Пуатье (хореография М. Фокина, 1934, там же), Любовные похождения Юпитера (1946, «Т-р Елисейских полей», Париж), Странствующий рыцарь (по «Дон-Кихоту» Сервантеса, использована музыка из фильма «Дон-Кихот», хореография С. Лифаря, 1950, т-р «Гранд-Опера», Париж), Триумф целомудрия (1955, Чикаго); оперетта — Малютки Кардиналь (совм. с Онеггером, 1938, т-р «Буфф-Паризьен», Париж); для солистов, хора и оркестра — кантата (1919), Елизаветинская сюита (1944); для оркестра — Рождество в Пикардии (1914), Гавани (3 симф. картины: Рим — Палермо, Тунис — Нефия, Валенсия, 1922), Феерическое скерцо (1925), Дивертисмент (1930), сюита Париж (1932), Праздничная увертюра (1942), Вакханалия (1956); для инструмента с оркестром — Концертная симфония (для гобоя и струнных, 1948), концерты (для флейты, 1934; для влч. и духовых, 1925), Камерное концертино (для саксофона, 1935); камерно-инструментальные ансамбли — трио (для скр., влч. и арфы, 1940), струнный квартет (1943), квинтет духовых и др.; пьесы для фортепиано, органа, гитары; песни; музыка к спектаклям драматического театра — «Соломенная шляпка» Лабиша (1929), «14 июля» Роллана (совм. с др. франц. композиторами, 1936), «Сон в летнюю ночь» Шекспира (1942) и др.; музыка к фильмам, в т.ч. Дон-Кихот (с участием Ф. И. Шаляпина); музыка к радиопостановкам — Трагедия доктора Фауста (1942), Синяя Борода (1943) и др.

реклама

вам может быть интересно

Публикации

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Иегуди Менухин Инструменталисты
Ким Борг Певцы
Жюль Барбье Писатели
Вальтер Дамрош Композиторы

Реклама

Дата рождения

15.08.1890

Дата смерти

05.02.1962

Профессия

композитор

Страна

Франция

просмотры: 5597
добавлено: 17.07.2011



Спецпроект:
Мир музыки Чайковского
Смотреть
Спецпроект:
В гостях у Belcanto.ru
Смотреть