Хельсинкский Дом музыки

Helsinki Music Centre

Хельсинкский Дом музыки / Helsinki Music Centre

Хельсинки ждал начала строительства нового концертного зала целых 15 лет. А ведь пустырь, отведенный под стройку, раскинулся прямо перед финским парламентом, в самом центре столицы. Можно сказать, «центрее» не бывает: справа — вокзал и здание редакции ведущей газеты «Хельсингин Саномат», слева — городской парк и концертный зал «Финляндия», где идут симфонические концерты. Однако акустические параметры зала «Финляндия», по мнению многих, оставляют желать лучшего. В смысле дизайна зал, выстроенный в начале 70-х, имеет право на существование: вместительный, с просторными фойе, с множеством посадочных мест. Декор впечатляющий — синие зигзаги мощно выдвигаются к сцене, прочерчивая четкий абрис по белому фону: то ли волны финского залива, то ли молнии, то ли прибрежные скалы, — типично скандинавский лаконизм. Однако звук по залу распределяется крайне неравномерно, доносится глухо, словно из-под воды идет.

Поначалу здание планировали строить под Академию Сибелиуса: главный музыкальный вуз страны, «кузница музыкальных кадров», стоит на отшибе, вдалеке от оперного театра и филармонии. Но средств для строительства не находили. Дело сдвинулось с мертвой точки девять лет назад: объявили архитектурный конкурс на разработку проекта Центра музыки. Выиграла финская архитектурная компания, а на разработку акустической модели пригласили знаменитую фирму «Нагато Акустик» — мирового лидера в своей области. Достаточно сказать, что главой фирмы является знаменитый Ясухиса Тойота — тот самый, что разрабатывал акустический проект для Мариинки-3, для строящейся «Филармонии на Эльбе», для зала Датского радио и множества лучших залов в Америке и Японии.

Собственно, именно деятельность Тойоты и его выдающиеся работы в Лос-Анджелесе и Токио заставили музыкальное сообщество пересмотреть требования к акустическим параметрам концертных залов. Если еще 20 лет назад считалось, что секреты старых мастеров, возводивших залы в XVIII — XIX веках, утрачены безвозвратно, а нам, нынешним, остается лишь беречь и хранить то, что от них осталось, то сейчас, после разработок Тойоты, стало ясно: пора строить залы, в акустическом смысле превосходящие старинные. Изменился звуковой идеал слышания; наши представления о том, как, с какой степенью отчетливости или, наоборот, сфумато (размытости), должен звучать оркестр, или, скажем, камерный ансамбль, сейчас отличаются от слышания человека века XIX. А новейшие компьютерные технологии позволяют моделировать и корректировать акустические модели будущих залов еще на стадии проектирования. Теперь архитекторы и акустики, как правило, работают вместе. Решения о конструкции зала, его объемах, размещении кресел принимаются коллегиально. А иногда акустическая модель даже предшествует стадии архитектурного проекта.

Большой зал Музыкального центра Хельсинки решено делать круглым: за основу взята конструктивная модель зала Берлинской филармонии. Кресла расположатся вокруг сцены, поднимаясь от нее амфитеатром. Угол наклона рядов и стыки плоскостей рассчитаны фирмой «Нагато» с величайшей точностью. В оформлении зала используется только дерево. Отделка стен — из северного дуба. Плоский диск, подвешенный над сценой, призван отражать звук и направлять его в зал, а заодно служит огромной люстрой. В дизайне использована романтическая национальная идея: сплав бревен по бурной реке. Когда включается подсветка рядов, получается очень похоже: будто связки бревен сталкиваются, идут вкось по течению — и стекаются к центру.

Огромный комплекс с самого начала задумывался как многофункциональный. В просторных светлых фойе будут проводить временные выставки. В разных частях здания обретут свой дом два ведущих городских оркестра — Филармонии Хельсинки и Оркестра финского радио. В продольном корпусе разместятся классы и учебные аудитории Академии Сибелиуса: места хватит всем.

Параллельно оживленному проспекту Маннергеймминтие расположатся пять малых залов, каждый — со своей функцией. Органный зал, Камерный зал «Camerata» — для инструментальных концертов, зал «Sonore» — для хоровой музыки и зал «Пандора» — для электронной музыки, мультимедийных проектов, видео и перформансов. Проект предусматривает и репетиционный зал с модульной сценой-трансформером. Каждый зал помещен в отдельную «коробку» — для вящей звуковой изоляции, друг от друга и от уличного шума. Стеклянное фойе окружит прозрачными объемами скрытое в недрах деревянное ядро Большого зала: много простора, света и воздуха. Эскалаторы вознесут посетителей вверх, откуда откроется прекрасный панорамный вид на парк и залив.

А перед зданием раскинутся зеленые газоны как естественное продолжение парка. Таким образом, в парковой зоне, вдоль берега узкого, глубоко вдающегося в тело города залива, встанут в линию все три главных музыкальных заведения города Хельсинки: оперный театр, зал «Финляндия» и будущий центр музыки. Строительство на объекте идет полным ходом. Глава будущего центра Хелена Хииливирта заверила, что новый дом для классической музыки примет посетителей уже в 2011 году.

Гюляра Садых-заде, 2009 год

реклама

вам может быть интересно

Метрополитен-опера Театры и залы

Словарные статьи

Хельсинки 12.01.2011 в 01:34

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Сталинская премия Фестивали, конкурсы, премии
Оперный фестиваль «Хорегии Оранжа» Фестивали, конкурсы, премии
Фестиваль «Биргитта» Фестивали, конкурсы, премии
Конкурс имени Чайковского Фестивали, конкурсы, премии

Реклама



Город

Хельсинки

Год основания

2011

Тип

театры и залы

просмотры: 410
добавлено: 15.10.2009



Спецпроект:
Мир музыки Чайковского
Смотреть
Спецпроект:
В гостях у Belcanto.ru
Смотреть