Надежда Иосифовна Голубовская

Nadezhda Golubovskaya

Надежда Иосифовна Голубовская

В дореволюционные годы выпускники-пианисты Петербургской консерватории соревновались за право получить премию имени Антона Рубинштейна. Так было и в 1914 году. Вспоминая об этом. С. Прокофьев писал позднее: "Моей серьезной конкуренткой была Голубовская из класса Ляпунова, пианистка умная и тонкая" И хоть премию присудили Прокофьеву, сам факт соперничества с таким первоклассным пианистом (как и приведенная его оценка) говорит о многом. На способности студентки обращал внимание и Глазунов, сделавший такую запись в экзаменационном журнале: "Огромное виртуозное и вместе с тем музыкальное дарование. Исполнение, полное разнообразия, изящества и даже вдохновения". Кроме Ляпунова, педагогом Голубовской была также А. А. Розанова. Несколько частных уроков получила она У А. Н. Есиповой.

Исполнительская деятельность пианистки после окончания консерватории развивалась в разных направлениях. Уже первый ее самостоятельный клавирабенд весной 1917 года (в программе - Бах, Вивальди, Рамо, Куперен, Дебюсси, Равель, Глазунов, Ляпунов, Прокофьев) заслужил благожелательный отзыв В. Каратыгина, который нашел в игре Голубовской "много тонкой поэзии, живого чувства; большая ритмическая четкость сочетается с эмоциональной страстностью и нервностью". Широкую известность принесли ей не только сольные выступления, но и ансамблевое музицирование сперва с певицей 3. Лодий, а позднее со скрипачом М. Рейсоном (с последним она исполнила все десять скрипичных сонат Бетховена). Кроме того, время от времени она выступала и как клавесинистка, играя произведения композиторов XVIII века. Музыка старинных мастеров всегда привлекала пристальное внимание Голубовской. Е. Бронфин говорит по этому поводу: "Владея репертуаром, включающим фортепианную музыку разных эпох, национальных школ, направлений и стилей, обладая даром глубокого проникновения в поэтический мир композитора, пианистка, пожалуй, наиболее ярко проявляла себя в музыке французских клавесинистов, в сочинениях Моцарта и Шуберта. Когда она играла на современном рояле пьесы Куперена, Дакена, Рамо (а также английских верджиналистов), ей удавалось достичь совершенно особой тембральности звучания - прозрачной, четкой, переливчато-звонкой... Она снимала с программных пьес клавесинистов привнесенный в эту музыку налет манерности и нарочитой чеканности, трактовала их как полные жизни Мировые сцены, как поэтически одухотворенные пейзажные зарисовки, портретные миниатюры, пронизанные тонким психологизмом. При этом с предельной очевидностью делались ощутимымипреемственные связи клавесинистов с Дебюсси и Равелем".

Вскоре после победы Великой Октябрьской революции Голубовская неоднократно появлялась перед новой аудиторией на кораблях, в морских клубах и госпиталях. В 1921 году была организована Ленинградская филармония, и Голубовская сразу стала одной из ведущих ее солисток. Вместе с крупнейшими дирижерами исполняла она здесь фортепианные концерты Моцарта, Бетховена, Шопена, Скрябина, Балакирева, Ляпунова. В 1923 году Голубовская гастролировала в Берлине. С ней хорошо были знакомы и московские слушатели. В рецензии К. Гримиха (журнал "Музыка и революция") на один из ее концертов в Малом зале Московской консерватории читаем: "Чисто виртуозные возможности пианистки несколько ограничены, но в пределах своего исполнительского диапазона Голубовская проявила себя первоклассным мастером и подлинным художником. Прекрасная школа, чудесное владение звуком, красивая пассажная техника, тонкое чутье стиля, большая музыкальная культура и художественно-исполнительская одаренность артистки - таковы достоинства Голубовской".

Голубовская заметила однажды: "Я играю только такую музыку, которая лучше, чем ее можно сыграть". При всем том ее репертуар был довольно широк, включал многие классические и современные сочинения. Любимым ее автором был Моцарт. После 1948 года пианистка редко концертировала, но уж если выходила на эстраду, то чаще всего обращалась именно к Моцарту. Оценивая глубокое постижение артисткой моцартовского стиля, да и творчества других композиторов, М. Бялик писал в 1964 году: "3а каждым сочинением, входящим в репертуар пианистки, скрываются раздумья, жизненные, художественные ассоциации, и к каждому - совершенно определенное философское, артистическое отношение".

Огромный вклад внесла Голубовская в советскую фортепианную педагогику. С 1920 года она преподавала в Ленинградской консерватории (с 1935 года профессор), где воспитала многих концертирующих пианистов; среди них Н. Щемелинова, В. Нильсен, М. Карандашева, А. Угорский, Г. Тальрозе. Е Шишко. В 1941-1944 годах Голубовская была заведующей фортепианной кафедрой Уральской консерватории, а в 1945-1963-м - консультантом Таллиннской консерватории. Перу замечательного педагога принадлежит книга "Искусство педализации" (Л., 1967), высоко оцененная специалистами.

Лит.: Бронфин Е. Н. И. Глубовская.-Л., 1978.

Григорьев Л., Платек Я.

реклама

вам может быть интересно

Давид Перес Композиторы

Публикации

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Реклама



Дата рождения

30.08.1891

Дата смерти

05.12.1975

Профессия

пианистка, педагог

Страна

СССР

просмотры: 5450
добавлено: 30.03.2011



Спецпроект:
В гостях у Belcanto.ru
Смотреть
Спецпроект:
Мир музыки Чайковского
Смотреть