Кода

итал. coda, от лат. cauda — хвост

Завершающий раздел любой муз. пьесы, не принадлежащий к числу основных частей её формальной схемы и не учитываемый при её определении, т. е. дополнение в пределах целого, законченного произведения. Хотя склад и структура К. зависят от того, в какой форме она применяется, могут быть указаны и некоторые её общие признаки. Для К. типична структурная и гармонич. устойчивость. С целью обеспечения устойчивости могут применяться: в области ладогармонической - органный пункт на тонике и отклонения в субдоминантную тональность; в области мелодики - нисходящее гаммообразное движение верхних голосов или встречное поступенное движение крайних голосов (К. 2-й части 6-й симфонии П. И. Чайковского); в области структуры - повторение построений завершающего характера, их последовательное дробление, в результате к-рого устремлённые к тонике мотивы звучат всё чаще и чаще; в области метроритма - активные ямбич. стопы, подчёркивающие устремление к сильной (устойчивой) доле; в области тематизма - применение оборотов обобщённого характера, оборотов, синтезирующих тематич. материал произведения. При этом иногда привлекаются так называемые прощальные переклички - обмен краткими репликами-имитациями между голосами крайних регистров. К. медленных пьес обычно проходит в ещё более замедленном, спокойном движении; в К. быстрых пьес, напротив, движение обычно ещё более ускоряется (см. Стретта). В циклах вариаций К., как правило, вносит контраст в сравнении с характером последней вариации или группы вариаций. В крупных формах с контрастирующими темами нередко используется т.н. приём отражения - эпизодич. введение в К. темы срединного раздела формы. Иногда используется и особый приём - введение элемента, контрастирующего общему характеру К. Но вскоре он вытесняется основным материалом коды, подчёркивая его полное господство. Максимальное развитие этого приёма - начало сонатной К. со 2-й разработки, после к-рой следует устойчивая "собственно К." (Л. Бетховен, соната для фп. No 23 ("Аппассионата"), ч. 1).

Литература: см. при ст. Форма музыкальная.

В. П. Бобровский

реклама

вам может быть интересно

Осло Города
Белорусский балет Балет и танец

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Фокстрот Музыкальные жанры
Наигрыш Термины и понятия
Benedictus, бенедиктус Церковная музыка
Трёхчастная форма Термины и понятия
Ballo, балло Балет и танец
Дастан Музыкальные жанры
Гамма Черномора Термины и понятия
Юмореска Музыкальные жанры
Респонсорий Церковная музыка
Шансонье Термины и понятия

Реклама

Категории словаря

термины и понятия

просмотры: 2968
добавлено: 12.01.2011



Спецпроект:
В гостях у Belcanto.ru
Смотреть
Спецпроект:
На родине бельканто
Смотреть