Гиджак

Категории словаря

Гиджак — струнный смычковый инструмент, бытующий у таджиков, узбеков, туркмен, каракалпаков (гыржак), уйгуров. По преданию, создан Ибн Синой и поэтом Хосровом. По конструкции аналогичен кеманче, распространённой в Азербайджане, Армении и Иране. Корпус Г. шаровидный, деревянный, склеенный из отд. сегментов или долблёный; иногда изготовляется из тыквы или кокосового ореха. Передняя открытая сторона корпуса затянута кожаной мембраной, выполняющей функции деки. Шейка круглая, более толстая вверху, скрепляется с корпусом металлич. стержнем, выступающим внизу в виде "ножки". В старинных Г. применялись 3 жильные или шёлковые струны, у современных Г. - 3, чаще 4 металлические. Строй квартовый, у современного Г. часто квинтовый. Звук скрипучий, глуховатый, характерного бубнящего тембра. В отличие от кеманчи, размеры инструмента (особенно корпуса) колеблются в пределах 700-900 мм.

При игре Г. держат в вертикальном положении, опирая "ножкой" о пол или колено. Звук извлекают коротким смычком со свободно подвешенной прядью конских волос, натяжение к-рой регулируется пальцами (в наст. время чаще применяется скрипичный смычок). Смычком водят в одной плоскости, поворачивая к нему инструмент соответств. струной (способ, противоположный исполнению на инструментах скрипичного семейства). Играют на Г. гл. обр. в первой, отчасти во второй и третьей позициях, обычно dйtachй и legato. На Г. исполняют песни и танцы, инстр. пьесы и отд. части из макомов. Г. применяется соло и в ансамблях с др. нар. инструментами. В профессиональную и отчасти народную музыкальную практику всё более внедряются усовершенствованный Г. и его разновидности (альт, бас, контрабас), сконструированные А. И. Петросянцем и С. Е. Диденко в 40-е гг. Их отличает шейка с плоским грифом, что позволяет использовать и более высокие позиции, строго определённая мензура, соответств. мензуре инструментов скрипичного семейства. Г. и его разновидности составляют ведущую группу узб. нар. оркестра. В муз. уч. заведениях Узбекистана, Таджикистана, Туркмении и Каракалпакии существуют классы игры на Г.

Литература: Беляев В., Музыкальные инструменты Узбекистана, М., 1933, гл. 3; Вызго Т., Петросянц А,, Узбекский оркестр народных инструментов, Таш., 1962, гл. 1.

К. А. Вертков

реклама

вам может быть интересно

Ариетта Опера, вокал, пение
Казачок Музыкальные жанры

рекомендуем

смотрите также

Галантный стиль Течения в искусстве
Обращение аккорда Термины и понятия
Дойра Музыкальные инструменты
Рага Музыкальные жанры
Певческие праздники Опера, вокал, пение
Хроматическая гамма Термины и понятия
Алфавит музыкальный Термины и понятия
Египетский балет Балет и танец
Токио Города
Staccato, стаккaто Термины и понятия

Реклама