Аккомпанемент

франц. accompagnement, от accompagner — сопровождать; итал. accompagnamento; англ. accompaniment; нем. Begleitung.

1) Партия инструмента (напр., фп., гитары и т.д.) или партии ансамбля инструментов (певч. голосов), сопровождающие сольную партию певца или инструменталиста. Аккомпанемент помогает солисту точно исполнять свою партию.

2) Всё в муз. произв., что служит гармонич. и ритмич. опорой осн. мелодич. голосу. Подразделение муз. изложения на мелодию и Аккомпанемент свойственно музыке гомофонно-гармонического склада, в отличие от музыки одноголосной и полифонической. В орк. музыке указанного склада, где ведущая мелодия переходит от инструмента к инструменту или от группы инструментов к другой их группе, состав аккомпанирующих голосов всё время меняется.

Характер и роль Аккомпанемента зависят от эпохи, нац. принадлежности музыки и её стиля. Даже хлопанье в ладоши или отбивание ритма ногой, часто сопровождающие исполнение нар. песни, могут рассматриваться как простейшие формы Аккомпанемента (чисто ритмич. Аккомпанемент является и сопровождение одного ударного инструмента).

Родственным Аккомпанементу явлением было унисонное или октавное удвоение вок. мелодии одним или несколькими инструментами, встречавшееся в античной и ср.-вековой проф. музыке, а в 15-16 вв. - инстр. сопровождение к вок. полифонич. произведениям, в художеств. отношении второстепенное и необязательное (исполняется ad libitum).

В конце 16 - нач. 17 вв., в тесной связи с развитием гомофонно-гармонич. склада, формируется Аккомпанемент в совр. понимании, дающий гармонич. опору мелодии. В то время было принято выписывать лишь нижний голос A., намечая гармонию с помощью цифровых обозначений (генерал-бас или цифрованный бас). "Расшифровка" цифрованного баса в виде аккордов, фигураций и т.п. предоставлялась на усмотрение исполнителя, что требовало от него фантазии, дара импровизации, вкуса и спец. навыков. Со времени Й. Гайдна, В. А. Моцарта, Л. Бетховена А. выписывается авторами полностью.

В инстр. и вок. музыке 19-20 вв. А. часто выполняет новые выразит. функции: "договаривает" невысказанное солистом, подчёркивает и углубляет психологич. и драматич. содержание музыки, создаёт иллюстративный и изобразительный фон. Нередко из простого сопровождения он превращается в равноправную партию ансамбля, напр. в фп. партиях романсов и песен Ф. Шуберта, Р. Шумана, И. Брамса, X. Вольфа, Э. Грига, П. И. Чайковского. С. И. Танеева, Н. А. Римского-Корсакова, С. В. Рахманинова и др. композиторов.

3) Исполнение муз. сопровождения. Иск-во А. по худож. значению сближается с иск-вом ансамблевого исполнения. См. Концертмейстер.

Литература: Крючков H. A., Искусство аккомпанемента как предмет обучения, Л., 1961; Шендерович Е., Об искусстве аккомпанемента, "СМ", 1969, No 4; Люблинский A., Теория и практика аккомпанемента, (Л.), 1972; Moore G., Singer and accompanist, L., 1953, рус. пер. в кн.: Исполнительское искусство зарубежных стран, вып. 2, М., 1966.

Н. П. Корыхалова
Музыкальная энциклопедия под редакцией Ю. В. Келдыша. 1973–1982 гг.

реклама

вам может быть интересно

Колыбельная песня Музыкальные жанры

рекомендуем

смотрите также

Бесконечная мелодия Термины и понятия
Интерлюдия Термины и понятия
Анализ музыкальный Термины и понятия
Язычок Музыкальные инструменты
Греческий балет Балет и танец
Дилогия Термины и понятия
Академия Термины и понятия
Свирель Музыкальные инструменты
Магнитофон Музыкальные инструменты
Авангардизм Течения в искусстве

Реклама