Джордже Джорджеску

George Georgescu

Советские слушатели хорошо знали и любили замечательного румынского артиста — и как выдающегося интерпретатора классики, и как страстного пропагандиста современной музыки, в первую очередь музыки своей родины, и как большого друга нашей страны. Джордже Джорджеску, начиная с тридцатых годов, неоднократно бывал в СССР, сначала один, а затем и с возглавлявшимся им оркестром Бухарестской филармонии. И каждый приезд его превращался в значительное событие художественной жизни. Эти события еще свежи в памяти тех, кто присутствовал на его концертах, кого захватывала его вдохновенная передача Второй симфонии Брамса, Седьмой Бетховена, Второй Хачатуряна, поэм Рихарда Штрауса, полное огня и сверкания красок наполнение произведений Джордже Энеску. «В творчестве этого большого мастера яркий темперамент сочетается с точностью и продуманностью трактовок, с прекрасным пониманием и ощущением стиля и духа произведения. Слушая дирижера, чувствуешь, что для него исполнение — всегда художественная радость, всегда подлинно творческий акт», — писал композитор В. Крюков.

Таким же запомнила Джорджеску аудитория десятков стран Европы и Америки, где он с триумфом концертировал многие десятилетия. Берлин, Париж, Вена, Москва, Ленинград, Рим, Афины, Нью-Йорк, Прага, Варшава — таков далеко не полный перечень городов, выступления в которых принесли Джордже Джорджеску славу одного из крупнейших дирижеров нашего столетия. Пабло Казальс и Эжен д'Альбер, Эдвин Фишер и Вальтер Пизекинг, Вильгельм Кемпф и Жак Тибо, Энрико Майнарди и Давид Ойетрах, Артур Рубинштейн и Клара Хаскил — лишь некоторые из солистов, выступавших с ним в разных частях света. Но, конечно, больше всех любили его на родине — как человека, отдающего все свои силы строительству румынской музыкальной культуры.

Тем более парадоксальным кажется сегодня, что с Джорджеску-дирижером его соотечественники познакомились лишь после того, как он уже занял прочное место на европейской концертной эстраде. Произошло это в 1920 году, когда он впервые встал за пульт в бухарестском зале «Атенеум». Впрочем, Джорджеску появился на эстраде этого же зала десятью годами ранее, в октябре 1910 года. Но тогда это был молодой виолончелист, выпускник консерватории, сын скромного таможенного чиновника дунайского порта Сулин. Ему прочили большое будущее, и после окончания консерватории он отправился в Берлин — совершенствоваться у прославленного Хуго Бекера. Вскоре Джорджеску стал участником известного квартета Марто, снискал признание публики и дружбу таких музыкантов, как Р. Штраус, А. Никиш, Ф. Вейнгартнер. Однако столь блестяще начатая карьера трагически прервалась — неудачное движение на одном из концертов, и левая рука музыканта навсегда лишилась возможности управлять струнами.

Мужественный артист стал искать новые пути в искусство, осваивать с помощью друзей, и прежде всего Никиша, мастерство управления оркестром. В год окончания первой мировой войны он дебютирует в Берлинской филармонии. В программе — Шестая симфония Чайковского, «Тиль Уленшпигель» Штрауса, фортепианный концерт Грига. Так началось стремительное восхождение к вершинам славы.

Вскоре после своего возвращения в Бухарест Джорджеску занимает видное место в музыкальной жизни родного города. Он организует Национальную филармонию, которую с тех пор возглавляет до самой смерти. Здесь год за годом звучат новые произведения Энеску и других румынских авторов, которые видят в лице Джорджеску совершенного интерпретатора своей музыки, верного помощника и друга. Под его руководством и при его участии румынская симфоническая музыка и оркестровое исполнительство достигают мирового уровня. Особенно широкий размах приобретает деятельность Джорджеску в годы народной власти. Ни одно крупное музыкальное начинание не обходилось без его участия. Он неутомимо разучивает новые сочинения, гастролирует по разным странам, способствует организации и проведению фестивалей и конкурсов имени Энеску в Бухаресте.

Процветание национального искусства было той высшей целью, которой отдавал силы и энергию Джордже Джорджеску. И нынешние успехи румынской музыки и музыкантов — лучший памятник Джорджеску, художнику и патриоту.

"Современные дирижеры", М. 1969.

реклама

вам может быть интересно

Вольтер Писатели
Рудольф Фримль Композиторы

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Реклама

Дата рождения

12.09.1887

Дата смерти

01.09.1964

Профессия

дирижёр

Страна

Румыния

просмотры: 2828
добавлено: 25.12.2010



Спецпроект:
Мир музыки Чайковского
Смотреть
Спецпроект:
На родине бельканто
Смотреть