Опера Верди «Двое Фоскари»

I due Foscari

«Двое Фоскари» (I due Foscari) / Франческо Хайес

Опера в трех действиях Джузеппе Верди; либретто Ф. М. Пиаве, по одноименной трагедии лорда Байрона.
Первая постановка: Рим, театр «Арджентино», 3 ноября 1844 года.

Главные действующие лица:

Франческо Фоскари (баритон), Якопо Фоскари (тенор), Лукреция (сопрано), Лоредано (бас).

Действие происходит в Венеции в 1457 году.

I действие

Идет политическая борьба, итогом которой становится арест молодого сына венецианского дожа Франческо Фоскари - Джакопо, обвиненного «Советом Десяти» в измене родине. Зал дворца дожей. Сенаторы восхваляют могущество «Совета Десяти» - высшего карательного органа республики. Входит Джакопо. Он славит родную Венецию и проклинает жестокость сенаторов. Перед тем как начнется суд, сенаторы советуют Джакопо во всем признаться.

Дворец Фоскари. Жена Джакопо — Лукреция возмущена несправедливостью решений Совета и собирается искать защиты у старого дожа. Подруги отговаривают ее, ведь по законам Венеции даже дож не может влиять на решение совета. Лукреция возносит свои молитвы к небу. Вошедшая подруга Лукреции Пизана сообщает ей, что сенаторы приговорили невиновного Джакопо, уже находившегося ранее в ссылке, к новому изгнанию. Женщина возмущена этим оскорблением и решает обратиться за помощью к тестю.

Зал суда. Основные политические противники Фоскари - член «Совета X» — Лоредано и сенатор Барбариго беседуют между собой. Одной из важных улик против юноши считают его письмо миланскому герцогу Сфорца, чье могущество, как полагает суд, Джакопо хотел использовать против Венеции в своих интересах. Сенаторы славят справедливость венецианского правосудия.

Покои Дожа. Несчастный отец страдает от несправедливого приговора, но ничем не может помочь своему сыну, попавшему в беду. Появляется Лукреция. Женщина в отчаянии обрушивает свой гнев на «Совет X». Старый дож просит уважать высшую судебную власть. Лукреция обвиняет тестя в жестокости, ведь тот хорошо знает, кто осудил его сына. Знает старый дож и то, что письмо Джакопо, написанное им в изгнании, не содержало ничего крамольного. Оно было продиктовано одним желанием — снова увидеть родную Венецию. Однако в соответствии с законом текст письма считается преступным, и Франческо не в силах спасти сына; он не может повлиять на решение суда. Появившиеся на глазах старика слезы оставляют Лукреции надежду на то, что дож поддержит ее, если это будет возможно.

II действие

Джакопо один. Его мучают тяжелые предчувствия, ожидание скорой смерти. Юноше приснился сон, ему мерещится палач. Несчастный с трудом узнает Лукрецию, пришедшую в подземелье. Женщина пытается ободрить отчаявшегося супруга, обещая, что последует за ним в изгнание. Доносится безмятежная песня гондольеров. Фоскари не хочет покидать родную Венецию. Муж и жена надеются, что судьба воздаст сполна их обидчикам. Появляется старый дож. Джакопо счастлив, хоть недолго он может побыть с близкими людьми. Франческо с болью в сердце признается, что ничем не может помочь сыну. Вошедший Лоредано передает волю «Совета X», которую сейчас объявит Джакопо суд: он должен отплыть на Крит, без предоставления права возвращения на родину. Оба Фоскари и Лукреция в отчаянии. Лоредано издевается над Франческо, который по венецианским законам не может вмешаться в решение суда.

Зал «Совета X». Сенаторы вновь восхваляют могущество и справедливость венецианского суда. Франческо пытается заступиться за сына, но тщетно. Вошедший Джакопо полностью беззащитен. Ему объявлен приговор. Появляется Лукреция с детьми. С грустью смотрит молодой Фоскари на малышей, он должен в кратчайший срок покинуть Венецию и следовать на Крит.

III действие

Лоредано и Барбариго наблюдают за тем, как веселится народ на соревновании гондольеров. Лоредано отмечает, что людям все равно - будет ли дожем Фоскари или ставленник их партии — Малипьеро. Он призывает собравшихся на площади людей веселей и активней участвовать в празднике.

Джакопо следует в сопровождении начальника полиции. Юноша хочет умереть, ведь изгнание — медленная смерть. Лукреция просит его подумать о детях, о ней, об отце. Джакопо надеется, что дети узнают о несправедливости и поверят в его невиновность. Пусть они прославят фамилии Кантарини и Фоскари. Муж и жена прощаются, Фоскари следует в сторону галеры. Лоредано торжествует: осуществление мести, которого он ждал столько лет, произошло. Ведь советник уверен, что Джакопо повинен в смерти его родственника Донато.

Покои Дожа, старый Фоскари безутешен. Ему уже пришлось пережить смерть троих детей, и вот теперь судьба отбирает у него последнего сына. Отец глубоко страдает от собственного бессилия. Вбегает сенатор Барбариго. Он показывает Франческо письмо, в котором некий гражданин Эриццио, умирая, признался в убийстве Донато. Значит, на Джакопо нет этой вины. Однако, старик не успевает порадоваться. Лукреция со слезами сообщает, что Джакопо упал замертво, отравленный врагами, в тот момент, когда вступал на борт галеры. Слуга дожа докладывает о прибытии «Совета X». Сенаторы просят Франческо добровольно сдать полномочия, ведь он стар, а его сын — преступник. Старый дож отказывается, тогда Лоредано срывает с него корону и мантию. Колокола собора Св. Марка возвещают об избрании нового дожа Малипьеро. Потрясенный Фоскари умирает с именем Джакопо на устах. Лоредано достает блокнот и напротив фамилии Фоскари пишет: "Отплачено!"

Джузеппе Верди в 1840-х годах

В конце мая 1844 года Верди вел переписку по поводу создания произведений для Рима и Неаполя сразу с двумя либреттистами — Пиаве и Каммарано (Каммарано разрабатывал план «Альзиры» по одноименной трагедии Вольтера, в сотрудничестве с Пиаве рождалась опера «Двое Фоскари»). Трагедия Байрона давно привлекала внимание Верди своим сумрачным колоритом и глубиной психологической разработки характеров. Но импрессарио венецианского театра «Ла Фениче» Мочениго отверг этот сюжет. Тогда композитор заключил договор с римским театром «Арджентина».

Как всегда Верди принимает деятельное участие в создании либретто, о чем свидетельствует его письмо к Пиаве от 21 мая 1844 года. Требования Верди касаются разных аспектов произведения. Он стремится сделать драматургию более действенной, наполнить ее сквозным развитием. Образ главного героя представляется композитору более глубоким, чем либреттисту: «В каватине тенора имеются две вещи, которые не хороши: первая - закончив каватину, Джакопо продолжает оставаться на сцене, и это должно неминуемо ослабить впечатление. Вторая - в каватине нет мысли, контрастирующей с адажио. Сделай крохотный диалог между Слугой и Джакопо, затем - два слова Офицера, говорящего: «Введите арестованного». После этого кабалетта, но непременно героического характера, так как мы пишем для Рима; кроме того, — повторяю — характер Фоскари должен быть обрисован более энергично. Женская каватина удалась отлично. Думаю, что здесь сделаешь кратчайший речитатив, затем соло дожа и дуэт должен быть очень коротким, так как является финальным. Прошу тебя вдохновиться и написать стихи поистине прекрасные».

Подробные и конкретные указания композитора упрощают работу поэта. На протяжении этого неполно цитированного письма (рекомендации композитора относятся ко всем актам) неоднократно подчеркивается слово «короткий» — Верди стремится к максимально сжатому, но очень выпуклому тексту, содержащему самое необходимое. Поэтому даже большая сюжетная разветвленность не приводит Верди к расширению размеров произведения и позволяет создать сконцентрированный спектакль.

Опера имеет ряд характерных особенностей. Трагедия Байрона очень статична, внешне мало эффектна, но насыщена психологической глубиной. Контрасты в ней внутренние, раскрывающие состояние героев. Верди отлично это понимал и, наряду с достижениями прошлых опер, использовал новые средства. В опере нет любовной интриги, основное содержание составляет судьба трагического рода Фоскари, ставшего жертвой политической борьбы. Главное значение здесь приобретают лирические сцены, общая атмосфера сочинения достаточно мрачная.

Особенностью оперы является ее структурная ясность, соразмерность композиционного решения и тематического развития. Верди впервые обращается к трехактной структуре, что придает целому завершенность и элементы симметрии.

Композиция оперы основана на том, что первое и третье действия отличаются дробностью, частой сменой событий, а второй акт, содержащий лирический центр драмы, характеризуется большей цельностью.

Первый акт построен таким образом, что объективно-бесстрастные хоры сенаторов обрамляют сольные сцены Джакопо и Лукреции. Напряжение нарастает к концу акта в дуэте Лукреции и Дожа, о значении которого Верди писал Пиаве.

Драматургия второго акта решена иначе. Это ключевой акт драмы, в котором судьба молодого Фоскари окончательно определяется. Здесь происходит постепенное нарастание в структуре оперной формы от сольной сцены Джакопо до квартета Лукреции, Джакопо, Дожа и Лоредано, а затем к финальной сцене суда с участием всех действующих лиц. Проиллюстрируем сказанное схемой строения второго акта:

Сцена и ария Джакопо

Дуэт Джакопо и Лукреции

Трио Джакопо, Лукреция, Франческо

Квартет Джакопо, Лукреция, Франческо, Лоредано

Финал (солисты, ансамбль, хор)

Заключительный акт наполнен наибольшим количеством эффектных контрастных ситуаций: гонки гондольеров, прощание Джакопо и Лукреции, сцена Дожа с сенаторами. Яркость каждой отдельной сценической ситуации полностью компенсирует недостатки, связанные с задачей объединения целого и делает финальный акт не менее захватывающим, чем предыдущие. Безмятежная мелодия песни гондольеров в первой сцене акта служит фоном драматическому диалогу Лоредано и Барбариго, в котором решается судьба дожа и Венеции. Впечатляет заключительная сцена оперы — гибель старого Фоскари, который слышит звон колоколов в соборе Св. Марка, и бесстрастная фигура Лоредано, отомстившего очередному врагу.

Впервые композитор применяет лейтмотивы, закрепляя их за основными действующими лицами: таковы лейтмотивы Джакопо, Лукреции, дожа Фоскари, «Совета X».

Несколько тем выполняют функцию тем-реминисценций, появляясь в драматически важных эпизодах. Тема, открывающая вступление, образует арку с финалом оперы.

Ее начальный мотив прозвучит в той же тональности — c-moll, в хоре финала, когда Лоредано низлагает старого Дожа. Тема молитвы Лукреции из ее большой арии в первом акте также проходит во вступлении. Она сменяет лейтмотив страданий Джакопо. Последняя из тем-реминисценций — тема баркаролы, открывающая заключительный третий акт. Ее можно назвать темой Венеции. Ярким контрастом является ее проведение до этого во втором акте, когда звуки безмятежной песни гондольеров доносятся с улицы в подземелье темницы. Этот прием — введение в трагический момент на сцене контрастной бытовой музыки, доносящейся с улицы, ведет свое начало от сцены Дездемоны "Отелло" Россини, где звучит песня гондольера из открытого окна (хотя она не составляет контраста с "Песней об иве").

Краткая оркестровая прелюдия, открывающая оперу, словно предвосхишает трагическую развязку. Ее свободная прелюдийная структура создает образную трехчастность. Мощные унисоны меди символизируют страшную силу, несущую гибель. Им контрастирует тема страданий юного Фоскари, которую сменяет тема Лукреции. Мелодия прерывается глухим органным пунктом, предвещающим катастрофу. Заключительные аккорды всего оркестра достигают такой трагедийной мощи, какой еще не было в музыке Верди.

Особая музыкальная пластичность оперы проявляется в ее мелодической красоте. Возвратившись к традиции bel canto еще в «Эрнани», Верди создаст произведение, способное соперничать изяществом и простотой мелодий с лучшими операми Беллини и Доницетти.

Влияния Беллини особенно заметны в партии Лукреции. Молитва Лукреции в сцене из первого акта заставляет вспомнить гениальную арию «Саsta Diva» из «Нормы», хор подруг — хор придворных из второго акта оперы Беллини «Беатриче ди Тенда». Характеру Лукреции присуще немалое мужество, готовность защищать своего супруга или умереть вместе с ним. Героические черты мелодики, которые являются прямым следствием завоеваний «Набукко» и «Ломбардцев», соединяются в ее партии с хрупкой «беллиниевской» оболочкой и получат продолжение в образах Одабеллы в "Аттиле", Леоноры в "Трубадуре".

Ария Джакопо в начале второго акта в подземелье — превосходный пример глубокой психологической сцены. Велико значение оркестра, который передает состояние величайшего нервного возбуждения. Эта сцена предвосхищает замечательные оркестровые находки композитора в «Аттиле» и «Макбете».

Особую роль в опере занимает Лоредано - проклятье рода Фоскари. Он не имеет ни одного сольного номера, лишь эпизодически появляясь в ключевых ансамблевых сценах произведения. Верди характеризует его отдельными репликами. Наиболее ярко значение его образа как носителя зла раскрывается в контрастной драматургии квартета. Лоредано — один из первых персонажей, заключающих в себе роковые черты злодея — предпосылки к созданию в будущем образа Яго.

Премьера «Двух Фоскари» состоялась 3 ноября 1848 года в театре «Арджентина» и прошла с успехом. Доницетти, пристально следивший за развитием таланта молодой итальянской звезды, и, в отличие от многих современников, не питавший зависти к чужим удачам, вновь восторженно отозвался о новой опере молодого маэстро, назвав его гением. В дальнейшем опера не имела успеха, что Верди был склонен объяснять ее мрачным характером.

Если в «Эрнани» композитор открыл «испанскую тему», получившую развитие в «Трубадуре», «Силе Судьбы» и «Доне Карлосе», то в опере «Двое Фоскари» он обратился к эпохе тирании «Совета X». Атмосфера этой эпохи найдет продолжение в сюжете и музыке оперы "Симон Бокканегра" (1857) и оперы Понкьелли «Джоконда» (1876).

А. Платонов

реклама

Публикации

Главы из книг

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Реклама

Композитор

Джузеппе Верди

Дата премьеры

03.11.1844

Жанр

оперы

Страна

Италия

Автор

Артур Платонов

просмотры: 12293
добавлено: 12.01.2011



Спецпроект:
Мир музыки Чайковского
Смотреть
Спецпроект:
В гостях у Belcanto.ru
Смотреть