Опера Пуччини «Сестра Анжелика»

Suor Angelica

Одноактная опера Джакомо Пуччини на либретто (по-итальянски) Дж. Форцано.

Действующие лица:

СЕСТРА АНЖЕЛИКА (сопрано)
ГЕРЦОГИНЯ, ее тетя (контральто)
АББАТИССА (меццо-сопрано)
НАСТАВНИЦА (меццо-сопрано)

Время действия: XVII век.
Место действия: Италия.
Первое исполнение: Нью-Йорк, Метрополитен-опера, 14 декабря 1918 года.

Опера Джакомо Пуччини «Сестра Анжелика»

Первоначальные музыкальные навыки Пуччини получил именно в сфере церковной музыки, однако к тому времени, когда он начал сочинять «Сестру Анжелику», действие которой происходит в монастыре, ему было пятьдесят восемь лет, и уже долго длилась его карьера отнюдь не церковного композитора, а автора, пишущего лишь для театральной сцены. Возможно, ему показалось вполне естественным тогда устроить предварительное прослушивание в том кругу, где были свои особые представления о тех проблемах, которые поднимаются оперой. Сестра композитора Инджина жила в монастыре, и именно там Пуччини исполнил свою оперу в узком кругу сестер-монахинь. Он испытал большое удовлетворение от того, что его слушательницы были так растроганы, что не смогли удержать слез; они были единодушны во мнении, что согрешившая героиня оперы заслуживает прощения.

Светской публике и профессиональным музыкальным критикам опера понравилась меньше. Когда «Сестра Анжелика» была представлена на мировой премьере в Нью-Йорке в «Метрополитен-опера», где она шла в один вечер с двумя другими операми триптиха — «Плащом» и «Джанни Скикки», — ее нашли довольно скучной; говорилось, что музыка слишком похожа на другие произведеня Пуччини, композитора упрекали за отсутствие в опере мужской партии. Как и в «Плаще», драматическое действие в «Сестре Анжелике» начинается лишь со второй половины; первая же половина этого небольшого произведения создает лишь общую атмосферу, в которой происходят события. Чтение и проигрывание партитуры или слушание оперы в грамзаписи оказывает большее драматическое впечатление, если начать с четвертой из шести частей — каждая со своим подзаголовком, — на которые разделена партитура.

«Покаяние». Этот первый эпизод оперы начинается с того, что мы видим, как две молодые монахини спешат на молитву; они быстро проходят сквозь аркаду внутреннего двора небольшого монастыря. Сестра Анжелика также опоздала к общей молитве, и теперь она преклонила колена в молитве и покаянии перед входом в церковь. Появляется наставница ордена монахинь, она выносит порицания нескольким монахиням и послушницам за их небольшие нарушения монастырских правил.

«Отдых» — это тот короткий отрезок времени после молитвы, когда сестры собираются в саду, чтобы насладиться видом цветов. Они также рассуждают о своих чаяниях, делятся своими помыслами. Оказывается, что у сестры Анжелики их вовсе нет. Всем она кажется какой-то загадочной фигурой. Единственное, что о ней известно, так это то, что она в монастыре вот уже семь лет, и ходит слух, что она принцесса, отвергнутая ее семьей за какое-то преступление.

«Возвращение после сбора пожертвований». Эта сцена знакомит нас с двумя членами ордена, которые везут припасы на маленьком ослике. Они также сообщают, что у ворот монастыря стоит красивый экипаж. Звук колокола извещает, что явился визитер, и аббатисса зовет сестру Анжелику. Приехала ее тетка, герцогиня, чтобы навестить ее.

«Герцогиня». Персонаж, по имени которого названа эта часть, — пожилая, очень статная дама с палкой. Необычайно взволнованная, сестра Анжелика целует ей руку и, кажется, просит о прощении. Но герцогиня явилась лишь с одной единственной целью. Сестра Анжелики собирается выйти замуж, и теперь требуется подпись Анжелики на документе, необходимом для раздела наследства их умерших родителей. Поскольку родители умерли вот уже двадцать лет тому назад, а деньги ей теперь не нужны, Анжелика с готовностью соглашается подписать нужные бумаги и, в свою очередь, спрашивает о том, что ее волнует гораздо больше: что случилось с ее маленьким незаконнорожденным сыном, появление на свет которого стало причиной ее ухода в монастырь. Когда герцогиня сообщает Анжелике, что он два года назад умер, она теряет сознание. На мгновение герцогиня поддается чувству, которое производят на нее слезы Анжелики, и она готова сказать ей что-то доброе и утешительное, но она быстро берет себя в руки, просит перо и чернила, получает от Анжелики необходимую подпись и, прихрамывая, удаляется, храня аристократическое молчание.

«Благодать». Спускается ночь. Анжелика одна в саду. Она решилась воспользоваться своим знанием трав, которые растут в монастырском саду, чтобы с их помощью покончить с собой. Она поет арию, в которой прощается с сестрами-монахинями, готовит смертельный напиток и быстро выпивает его. Только теперь она осознает, что самоубийство — это ужасный грех и что она после этого может никогда не увидеть своего сына на небесах. Она неистово молит Деву Марию о прощении.

«Чудо» свершается в ответ на ее молитвы. Маленькая церковь заливается неземным светом, и сама Мадонна является сестре Анжелике, ведя за руку маленького светловолосого мальчика. Анжелика с миром умирает. Невидимый хор ангелов обещает ей спасение.

Генри У. Саймон (в переводе А. Майкапара)


История создания

Джеральдин Фаррар в роли Анжелики

Закончив в 1916 году «Плащ», Пуччини не стремился поставить его на сцене, ибо мыслил как первую часть триптиха — цикла из трех одноактных опер, не связанных единым сюжетом. Вторая часть должна была по контрасту с первой, кровавой натуралистической современной новеллой, иметь, согласно авторскому определению, «возвышенный сюжет с парящей музыкой». Конкретное решение возникло после знакомства композитора с певцом и журналистом Джованино Форцано (1883—1970), ставшим позднее оперным режиссером и автором либретто опер Леонкавалло, Масканьи, Джордано. Форцано предложил Пуччини эскиз драмы «Сестра Анжелика», и композитор сразу сделал несколько набросков. Он использовал материал начатой в 1914 году оперы «Деревянные башмачки», так никогда и не написанной, и закончил «Сестру Анжелику» 14 сентября 1917 года на своей вилле Торре дель Лаго. В этой опере отразились личные впечатления Пуччини. Сын, внук, правнук и праправнук музыкантов, он вспоминал, как в детстве пел в церковном хоре, импровизировал на органе в соборе родной Лукки и окрестных монастырях. Любимая старшая сестра Пуччини, по воспоминаниям одного из его либреттистов, Дж. Адами, «совсем юной, почти ребенком отреклась от радостей семейного счастья ради призвания к иной, возвышенной жизни. Но музыкальная одаренность, связавшая пять поколений рода Пуччини, жила и у нее в крови, проявляясь даже в тишине монастыря». В капелле монастыря августинок Боргопелазо под Луккой она руководила хором монахинь. Именно здесь состоялись первые пробные исполнения «Сестры Анжелики» в сопровождении органа и фортепиано.

Премьера «Сестры Анжелики» как второй части триптиха—вместе с «Плащом» и «Джанни Скикки»— состоялась 14 декабря 1918 года в Метрополитен Опера в Нью-Йорке. В Италии триптих был показан месяц спустя — в римском театре Костанци. «Сестра Анжелика» имела наименьший успех, что очень огорчило композитора, считавшего ее самой глубокой и содержательной частью триптиха. Позднее постановки триптиха осуществлялись редко, и еще реже «Сестра Анжелика» ставилась отдельно.

Музыка

«Сестра Анжелика» не похожа ни на одну из опер Пуччини. Ее отличает спокойно-созерцательный стиль и камерность звучания. Участвуют лишь женские голоса, к которым в финальном хоре ангелов присоединяются мальчики. Хотя оркестр большой, тройного состава с дополнительными инструментами за сценой, tutti используется редко. Зато много прозрачных соло, струнные часто играют с сурдинами. Особый колорит придают опере размеренные молитвы, духовные гимны, нередко на латыни, с органом, колокольным перезвоном, приемами старинной полифонии, в которых слышатся отголоски средневековых песнопений.

Такова первая сцена, открывающаяся молитвой Ave Maria в сопровождении ударов колоколов, аккордов органа и щебета птиц. Близко по настроению краткое ариозо Анжелики «Только живым цветы желаний отрадны», спокойное и сосредоточенное. Резкий контраст образует центральная сцена — диалог Анжелики и княгини, полный бурных страстей и драматических столкновений. Мрачному монологу княгини «В размышленьях, в покое и молчаньи» противостоит взволнованное ариозо Анжелики «Принесла в жертву Деве я», полное напряженных страстных возгласов, вплоть до речевых выкриков без определенной высоты. За развернутой симфонической кодой — немой сценой — следует ария Анжелики «Умер ты без мамы», где интонации плача, причитания сменяются широким распевом темы первого хора Ave Maria. На этой же теме основано симфоническое интермеццо — картина ночи. Большой заключительный монолог Анжелики «Цветы мои, пролейте яд свой в чашу» построен на смене контрастных эпизодов и завершается замирающей в верхнем регистре архаической молитвой ангелов на латыни.

А. Кенигсберг


Популярность сочинения уступает другим операм Пуччини. В ней отсутствуют мужские партии, стилистика близка к церковной мистерии, сдержанна в эмоциональном плане. Наиболее яркий эпизод - встреча Анжелики с герцогиней. В СССР поставлена в 1969 году (концертное исполнение).

Дискография: CD — EMI. Дирижер Серафин, сестра Анжелика (Лос Анхелес), герцогиня (Барбьери).

Е. Цодоков

реклама

Публикации

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Реклама

Композитор

Джакомо Пуччини

Дата премьеры

14.12.1918

Жанр

оперы

Страна

Италия

просмотры: 8895
добавлено: 12.01.2011



Спецпроект:
В гостях у Belcanto.ru
Смотреть
Спецпроект:
На родине бельканто
Смотреть