Фисгармония

Фисгармония

нем. Fisharmonium, от греч. pusa — мехи, дутьё и armonia — гармония

Клавишный пневматический музыкальный инструмент. Имеет свободно проскакивающие металлич. язычки, к-рые приводятся в колебат. движение воздушной струёй, нагнетаемой мехами. Для этого исполнитель попеременно нажимает 2 широкие педали в нижней части Ф. Органный мастер Ф. Киршник, чех по национальности, работавший в Петербурге с 1784, в том же году впервые применил этот способ звукоизвлечения в изготовленном им инструменте. Киршником же был создан механизм espressivo - приспособление для усиления и ослабления звука в зависимости от глубины нажатия клавиши ("двойной нажим"), к-рый был использован в России В. Ф. Одоевским в 1849 для кабинетного органа "Себастианон". В 1790 Ракниц (ученик Киршника) в Варшаве ввёл проскакивающие язычки в оркестрионе Г. И. Фоглера, к-рый гастролировал со своим инструментом в разных странах, исполняя на нём разл. произв. После концертов он демонстрировал оркестрион, объясняя его устройство. Вслед за ним подобные инструменты, действие к-рых основано на воздухонагнетательном принципе, создали Н. Мельцель в Вене (1804), Л. Зауэр в Праге (1805). Создателем Ф. считается Г. Ж. Гренье, сконструировавший в 1810 т. н. орган с выражением (orgue expressif, Expressivorgel), в к-ром применён набор планок с металлич. голосами. Позднее его усовершенствовали И. Д. Бушман в Берлине (1816) и А. Хекль в Вене (1818); последнему и принадлежит назв. "Ф.". В 1848 А. Ф. Дебен изготовил Ф. в форме пианино (меньшего размера), к-рую сохраняют и современные Ф.

Ф. "с двойной выразительностью" ("double expression") запатентована в 1854 парижским мастером В. Мюстелем (1815-90). Ф. имеет 1-2 мануала, 6-20 регистров, включаемых посредством выдвижных деревянных рычажков либо путём нажатия соответствующих кнопок. Клавиатура делится на левую (Ct - е1) и правую (f1 - с4), т. е. внутри находятся 2 самостоятельно действующих "набора" планок, имеющих свои регистры. На протяжении 19 в. в конструкцию Ф. были введены разл. усовершенствования, в т. ч.: perkussion - устройство, дающее возможность чёткой атаки звука, вплоть до staccato; prolongement - механизм, продлевающий звук, и др.

Нем. и англ. мастера получали динамич. оттенки на Ф. с помощью спец. створок, положение к-рых исполнитель менял движениями колен.

Среди родственных Ф. инструментов - аэолина, эолодикон (изготавливались в 1820-30-х гг. в Петербурге мастером К. Виртом), гармониум (патент получил А. Ф. Дебен в 1840 в Париже), аэрофон, мелофон, мелодиум (впервые инструменты под этим назв. начал выпускать с 1829 парижский мастер Ж. Александр) и др. В 1856 возникла амер. фирма "Эстей", в 1861 - амер. фирмы "Мазон" и "Хемлин". В амер. Ф. использовался противоположный способ - воздуховсасывающая система; звучание амер. Ф. мягче, нежнее. В европ. Ф., с их несколько более напряжённой колористич. палитрой, мастера Ф. пытались в большей или меньшей степени имитировать специфич. технич. и звуковые возможности органа. Регистры больших Ф.- 16', 8', 4', 2'; реальный объём - до 5 октав.

В кон. 19 - нач. 20 вв. Ф. получила распространение в домашнем быту любителей музыки. В устной речи я в прессе (немузыкальной) её называли в этот период "органом". Оснований для этого нет, т. к. орган - духовой трубчатый инструмент, а Ф.- язычковый. Наличие 2 клавиатур и ножной клавиатуры (редко; при игре на таком типе Ф. необходим помощник - т. н. калькант, накачивающий воздух в мехи ручным способом) делало Ф. полезным инструментом для домашних упражнений специалистов-органистов в период черновой работы над координацией движений рук и ног. В Германии в 19 в. Ф. в качестве орг. регистра включали в диспозицию одного из побочных мануалов (16', 8'); под назв. аэолина такой регистр существовал в старом органе Малого зала Моск. консерватории (1885-1959, нем. фирма "Ф. Ладегаст").

Количество пьес, сочинённых для Ф., довольно значительно (сюда входят школы игры на Ф., соч. т. н. салонных композиторов и др.), однако оригинальной художественно ценной лит-ры для этого инструмента не создано; любители исполняли на Ф. певучие мелодии спокойного, сосредоточенного характера (хорошо звучал аккомпанемент в выдержанных гармониях) - гл. обр. транскрипции разл. вок., орк., а также клавирных, орг. и др. инстр. соч. Со 2-й трети 20 в. популярность Ф. падает; ныне выпускаются в небольшом кол-ве.

Литература: Ройзман Л., Орган в истории русской музыкальной культуры, М., 1979.

Л. И. Ройзман

реклама

вам может быть интересно

Македонская музыка Национальные культуры
Колоратура Опера, вокал, пение

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Швейцарский балет Балет и танец
Будапешт Города
Контратенор (Контртенор) Опера, вокал, пение
Фонограф Музыкальные инструменты
Вводный тон Термины и понятия
Battements, батман Балет и танец
Rond de jambe, рон де жамб Балет и танец
Экспрессионизм Течения в искусстве
Размер музыкальный Термины и понятия
Патефон Термины и понятия

Реклама



Категории словаря

музыкальные инструменты

просмотры: 4946
добавлено: 12.01.2011



Спецпроект:
Мир музыки Чайковского
Смотреть
Спецпроект:
В гостях у Belcanto.ru
Смотреть