Фонограф

Фонограф Эдисона (ок. 1899)

от греч. ponn — звук и grapo — пишу

Первый аппарат для механической записи и воспроизведения звука, положивший начало звукозаписи. Изобретён в 1877 Т. А. Эдисоном (США). Запись звука в фонографе Эдисона производилась на цилиндрич. барабан (фонографич. валик), обёрнутый станиолевым листом (оловянной фольгой), при помощи иглы (резца), связанной с мембраной. Посредством пружинного механизма фонографич. валик приводился во вращательное движение и одновременно перемещался вдоль своей оси. При записи звуковые колебания, воздействующие на мембрану, передавались игле, к-рая в соответствии с этими колебаниями вычерчивала на поверхности фольги винтовую канавку переменной глубины. Впоследствии в усовершенствованных вариантах Ф. - графофонах (разработаны в 1884-86 А. Беллом и И. Тэйнтером) вместо станиолевого листа использовались восковые валики. При воспроизведении движущаяся по канавке игла совершает вынужденные механич. колебания, и связанная с ней мембрана излучает звук. Ф. были свойственны существенные недостатки - низкое качество звучания, непродолжительность проигрывания (от 1 мин в первых до 4 мин в усовершенств. образцах); непрочный восковой слой выдерживал небольшое количество воспроизведений (от 1 в первых до 25 в усовершенствованных). Запись не поддавалась размножению. В усовершенствованном виде Ф. применялся до 30-х гг. 20 в. На основе Ф. были созданы граммофон и патефон. В 40-50-е гг. их вытеснили электромеханич. и магнитные звукозаписывающие и воспроизводящие устройства (электрофон, магнитофон и др.). Появление Ф., к-рый дал возможность документально фиксировать, воспроизводить, сравнивать звучащий материал, обозначило качественно новый этап в развитии мн. областей культуры, важный рубеж в развитии ряда гуманитарных наук (этнография, фольклористика, лингвистика и др.). Возможность документально фиксировать нар. музыку, обряды, речь привлекла внимание фольклористов и этнографов всего мира. Одним из первых для этнографич. исследования применил Ф. рус. путешественник H. H. Миклухо-Маклай (для записи диалектов племён архипелагов Тихого океана; 1882). Для своих фольклорных исследований фонографич. записи широко использовали А. Гильман (Франция), З. Экснер (Австрия), Б. Барток и З. Кодаи (Венгрия), К. Штумпф, Э. фон Хорнбостель, К. Брэилою (Румыния) и др.

Первые сведения о Ф. в России относятся к 1878. Уже в 1879 состоялась его демонстрация. Е. Э. Линева применяла Ф. для записи многоголосных хор. песен во время фольклорных экспедиций в 1897-1910. Её метод расшифровки фонографич. записей получил междунар. признание. Вплоть до 30-х гг. 20 в. Ф. широко использовали в фольклорных экспедициях А. М. Листопадов, Д. И. Аракишвили, М. Е. Пятницкий, Д. Н. Анучина, Е. В. Гиппиус, З. В. Эвальд, И. П. Яунзем и мн. др. Впоследствии для хранения и изучения фонографич. записей были организованы спец. науч. учреждения - фонограмархивы.

Использование Ф. для записей народной музыки определило новый этап развития фольклористики как науки. Предпринимались также попытки зафиксировать и воспроизвести целиком народный обряд путём совмещения Ф. с немым кинематографом. Ф. позволил запечатлеть и сохранить голоса деятелей литературы и иск-ва кон. 19 — нач. 20 вв. — Л. Н. Толстого, А. П. Чехова, С. Бернар, А. Патти и др. Наряду с граммофоном Ф. широко вошёл в муз. быт: получили значит. распространение валики с записями исполнения популярных артистов и чистые - для любительских записей, печатались руководства для самостоят. изготовления Ф., издавался спец. журн. "Граммофон и фонограф" (СПБ, 1902-04), в к-ром помещались очерки по истории Ф., рекомендации, касающиеся любительской записи, информации о новых усовершенствованных моделях Ф.

Литература: Томас Эдисон, "Граммофон и фонограф", 1902, No 1; Фонограф и языковедение, там же, No 2; Фонограф в качестве учителя языков, там же; W., Кто изобретатель фонографа?, там же, No 3; Иванов И., Концертный рупор для фонографа, там же, 1903, No 5; (О магнитном фонографе Руммера), там же, 1903, No 7; Великорусские песни в народной гармонизации. Записаны Е. Линевой, вып. 1-2, СПБ, 1904-09; Линева Е., Опыт записи фонографом украинских народных песен, в кн.: Труды музыкально-этнографической комиссии, т. 1, М., 1906, с. 221-35; Анучин Д. Н., О применении фонографа к этнографии и в частности о записи шаманского камланья в Средне-Колымске Якутской области, там же, т. 2, М., 1911, с. 269-84; Листопадов А. М., Записи народных песен в 1904 г., там же, с. 341-50; Аракишвили Д., Музыка освобожденной страны, "Музыка", 1937, No 27, 6 ноября; Волков-Ланнит Л. Ф., Искусство запечатленного звука. Очерки по истории граммофона, М., 1964, с. 13-23, 94-102; Земцовский И. И., Искатели песен, Л., 1967, с. 72-79.

А. Т. Тевосян

реклама

вам может быть интересно

Брюссель Города
Струнный квартет Термины и понятия

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Larghetto, ларгeтто Термины и понятия
Инструментовка Термины и понятия
Болгарский распев Церковная музыка
Виуэла Музыкальные инструменты
Аккордеон Музыкальные инструменты
Кеманча Музыкальные инструменты
Напев Термины и понятия
Цинь Музыкальные инструменты
Тонадилья Музыкальные жанры
Entrechat, антраша Балет и танец

Реклама

Категории словаря

музыкальные инструменты

просмотры: 3308
добавлено: 12.01.2011



Спецпроект:
Мир музыки Чайковского
Смотреть
Спецпроект:
В гостях у Belcanto.ru
Смотреть