Флейта Пана

Флейта Пана (итал. flauto di Pan, нем. Panflute, франц. flute de Pan, англ. Pan flute или panpipe)- нар. дух. лабиальный (губной) муз. инструмент. Ф.П. - древняя многоствольная продольная флейта; источник назв. - др.-греч. миф о боге лесов и полей Пане, покровителе пастухов (его часто изображали играющим на многоствольной флейте). Ф. П. упоминается в "Илиаде" Гомера (песнь 10, стих 13). Согласно мифу, нимфа Сиринкс, спасаясь от преследований влюблённого Пана, обратилась за помощью к речному богу, превратившему её в тростник, из к-рого Пан сделал Ф. (отсюда греч. назв. одной из разновидностей Ф. П. - сиринкс). Состоит из набора открытых с одного конца трубочек (стволов) разной длины (реже - разных диаметров); они изготовляются из ствола камыша, тростника, бамбука, а также из древесины, кости, металла. Их скрепляют тростниковыми планками и жгутом из молодой коры вишнёвого дерева или ниткой и др.; в отдельных случаях они не соединяются и при игре их держат в руке, подобрав по размеру. Исполнитель подносит трубочки дульцем ко рту, прижимает к нижней губе (при косом срезе трубочек - сторону с меньшим срезом); направляя струю воздуха на противоположный край дульца, он приводит в колебание заключённые в стволах столбы воздуха и извлекает свистящие звуки. Каждая трубка издаёт лишь один осн. звук, высота к-рого зависит от её длины и диаметра; при усилении вдувания можно (только в нижнем регистре) извлечь третий обертон (дуодецима). Для точной подстройки Ф. П. с неподвижной пробкой, закрывающей нижний конец ствола, в него насыпают горошины или дробинки, а у инструмента с подвижной пробкой высота звука зависит от положения пробки, к-рую можно передвигать. Диапазон Ф. П. определяется количеством и величиной трубочек (17-23). На Ф. П. играют соло или в ансамбле с др. инструментами (иногда состоит из одних Ф. П. разных регистров). Её использовал Н. А. Римский-Корсаков в опере "Млада" (3-е д., оркестр на сцене). Существует под разл. назв. у мн. народов. Среди разновидностей: рус.- цевница, кугиклы; укр. - свыриль, азерб. - мусигар; менгрельская - ларчеми и гурийская - соинари (Грузия); литовские - скудучяй, скаудамас; рум.- мускал и молд. - най (с 1970-х гг. вводится в симф. оркестр молд. композиторами Т. Кирияком и др.).

Литература: Привалов Н., Музыкальные духовые инструменты русского народа, ч. 2, СПБ, 1908; Стешенко-Куфтина В., Древнейшие инструментальные основы грузинской народной музыки, т. 1 - Флейта Пана, Тб., 1936; Веров Л., Молдавские народные музыкальные инструменты, Кишинёв, 1964; Вертков К., Русские народные музыкальные инструменты, (Л.), 1975, с. 33-36; Fox Strangways A. H., The pipes of Pan, "ML", 1929, v. 10, No 1; Schneider M., Bemerkungen ьber sьdamerikanische Panpfeifen, "AfMf", 1937, Jahrg. 2.

А. А. Розенберг

реклама

вам может быть интересно

Сидней Города

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Исландская музыка Национальные культуры
Испанская музыка Национальные культуры
Немецкая музыка Национальные культуры
Просодия Термины и понятия
Мордент Термины и понятия
Исполнение музыкальное Термины и понятия
Субдоминанта Термины и понятия
Дуда Музыкальные инструменты
Литургия Церковная музыка
Реминисценция Термины и понятия

Реклама

Категории словаря

музыкальные инструменты

просмотры: 3587
добавлено: 12.01.2011



Спецпроект:
Мир музыки Чайковского
Смотреть
Спецпроект:
В гостях у Belcanto.ru
Смотреть