Флейта Пана

Флейта Пана (итал. flauto di Pan, нем. Panflute, франц. flute de Pan, англ. Pan flute или panpipe)- нар. дух. лабиальный (губной) муз. инструмент. Ф.П. - древняя многоствольная продольная флейта; источник назв. - др.-греч. миф о боге лесов и полей Пане, покровителе пастухов (его часто изображали играющим на многоствольной флейте). Ф. П. упоминается в "Илиаде" Гомера (песнь 10, стих 13). Согласно мифу, нимфа Сиринкс, спасаясь от преследований влюблённого Пана, обратилась за помощью к речному богу, превратившему её в тростник, из к-рого Пан сделал Ф. (отсюда греч. назв. одной из разновидностей Ф. П. - сиринкс). Состоит из набора открытых с одного конца трубочек (стволов) разной длины (реже - разных диаметров); они изготовляются из ствола камыша, тростника, бамбука, а также из древесины, кости, металла. Их скрепляют тростниковыми планками и жгутом из молодой коры вишнёвого дерева или ниткой и др.; в отдельных случаях они не соединяются и при игре их держат в руке, подобрав по размеру. Исполнитель подносит трубочки дульцем ко рту, прижимает к нижней губе (при косом срезе трубочек - сторону с меньшим срезом); направляя струю воздуха на противоположный край дульца, он приводит в колебание заключённые в стволах столбы воздуха и извлекает свистящие звуки. Каждая трубка издаёт лишь один осн. звук, высота к-рого зависит от её длины и диаметра; при усилении вдувания можно (только в нижнем регистре) извлечь третий обертон (дуодецима). Для точной подстройки Ф. П. с неподвижной пробкой, закрывающей нижний конец ствола, в него насыпают горошины или дробинки, а у инструмента с подвижной пробкой высота звука зависит от положения пробки, к-рую можно передвигать. Диапазон Ф. П. определяется количеством и величиной трубочек (17-23). На Ф. П. играют соло или в ансамбле с др. инструментами (иногда состоит из одних Ф. П. разных регистров). Её использовал Н. А. Римский-Корсаков в опере "Млада" (3-е д., оркестр на сцене). Существует под разл. назв. у мн. народов. Среди разновидностей: рус.- цевница, кугиклы; укр. - свыриль, азерб. - мусигар; менгрельская - ларчеми и гурийская - соинари (Грузия); литовские - скудучяй, скаудамас; рум.- мускал и молд. - най (с 1970-х гг. вводится в симф. оркестр молд. композиторами Т. Кирияком и др.).

Литература: Привалов Н., Музыкальные духовые инструменты русского народа, ч. 2, СПБ, 1908; Стешенко-Куфтина В., Древнейшие инструментальные основы грузинской народной музыки, т. 1 - Флейта Пана, Тб., 1936; Веров Л., Молдавские народные музыкальные инструменты, Кишинёв, 1964; Вертков К., Русские народные музыкальные инструменты, (Л.), 1975, с. 33-36; Fox Strangways A. H., The pipes of Pan, "ML", 1929, v. 10, No 1; Schneider M., Bemerkungen ьber sьdamerikanische Panpfeifen, "AfMf", 1937, Jahrg. 2.

А. А. Розенберг

реклама

вам может быть интересно

Геликон Музыкальные инструменты
Африканский танец Балет и танец

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Зальцбург Города
Иранский балет Балет и танец
En tournant, ан турнан Балет и танец
Поклон Балет и танец
Эолова арфа Музыкальные инструменты
Композитор Термины и понятия
Хормейстер Опера, вокал, пение
Песня без слов Музыкальные жанры
Концертные залы Термины и понятия
Grand pas, гран па Балет и танец

Реклама

Категории словаря

музыкальные инструменты

просмотры: 3172
добавлено: 12.01.2011



Спецпроект:
В гостях у Belcanto.ru
Смотреть
Спецпроект:
На родине бельканто
Смотреть