Афганская музыка

Для Афганистана характерно сложное переплетение муз. культур разл. народов, издавна населявших страну: афганцев (пуштунов), таджиков, узбеков, туркмен, белуджей и др. Многовековой процесс развития афг. музыки протекал также во взаимодействии с богатой нар.-песенной культурой соседних народов - индийцев и персов.

Истоки А. м. уходят в глубокую древность. Уже в 1-й пол. 1-го тысячелетия до н. э. в Бактрии, включавшей сев. обл. совр. Афганистана, культовые мелодии были частью религ. обрядов. Высокого уровня достигло муз. иск-во в могущественной Кушанской империи (существовала в кон. 1 - нач. 3 вв. н. э.). Среди немногих дошедших до нас муз. памятников этого периода в г. Бамиане сохранились изображения парящих в воздухе музыкантов, играющих на чанге (род арфы). С развитием феод. отношений усиливается процесс формирования придворного муз. иск-ва. Служившие феодалам певцы и музыканты восприняли индо-персидскую систему мелодических типов и нотное письмо. Следуя широко распространённым на Востоке муз.-эстетич. теориям, они утверждали "божественное" происхождение музыки, усматривали тесную взаимосвязь между муз. и стихотворной ритмикой. Впервые в афг. лит-ре вопросы теории муз. творчества были затронуты в трактате "Дастарнама" ("Книга о чалме") поэта Хушхальхана Хаттака (1613-91). Канонизированные формы придв. музыки сохранялись в стране до нач. 20 в. Однако развитие А. м. определялось в большей степени богатым и самобытным нap.-песенным творчеством, в к-ром ведущее место принадлежит муз. фольклору пуштунов - самой многочисл. народности в стране.

Муз.-поэтич. творчество афганцев представлено разнообразными жанрами. Наиболее популярна ландый - песня-двустишие, состоящая из 2 неравнометричных мелодич. построений. Ей присущи лаконичность, изящество формы, свобода мелодич. рисунка. Тематика ландый обширна: любовная лирика перемежается с гневной сатирой, весёлая шутка - с глубокими философскими размышлениями. Время возникновения этого жанра не установлено (известен образец тысячелетней давности, приписываемый возлюбленной Хало - одного из афг. военачальников в гос-ве Газневидов). Наряду с ландый нар. поэты - ашуги и думы - поют песни в форме багатый (исполняются дуэтом певцов в нарастающем темпе) и нимакый (поются всеми присутствующими поочерёдно). Особое место занимают газйль, мухаммбс, чарббйт - сложные по музыкальной структуре жанры. Их литературная форма была создана поэтами-классиками. Они обычно исполняются профессиональными музыкантами.

Танц. песни отличаются ритмич. чёткостью мелодии; свадебным свойствен напевно-речитативный стиль. Нар. А. м. одноголосна, для неё типичны диатонич. лады, а также лады с увелич. секундой, характерные для песенного творчества мн. народов Востока. Ладовый диапазон звукоряда афг. нар. песен ограничен квартой и квинтой; наблюдается нисходящее мелодич. движение к тонике (см. нотный пример 1).

В более сложных видах афганского песенного творчества ладовый диапазон шире и охватывает нижние - 5-ю и 4-ю ступени лада (см. нотный пример 2).

image

Богатством и разнообразием отличается афг. муз. инструментарий. Струнные инструменты: щипковые - тамбур (род домры), руббб и дильруббб (род лютни), смычковые - сарингбй и гиджбк (разновидность скрипки), ударные - сантур и чанг (род цимбал); духовые, в т. ч. тростевые - бинбаджб (родственна волынке; заимствована из Индии), сурнбй (род гобоя), шпелый (разновидность свирели), тулб (род дудки); клавишные - армуния (род фисгармонии); ударные - наккарб и дамбма (род литавр), дарибл и дупрб (разновидность бубна), долкбй (род барабана). С нач. 20 в., с проникновением в страну европ. муз. культуры, большое распространение получают фортепиано, аккордеон, мандолина, джазовые инструменты.

Новый этап в истории муз. культуры Афганистана начался после завоевания независимости в 1919. Один из основателей совр. проф. школы музыкантов - Касим Афган. Важный вклад в развитие А. м. внесла муз. редакция Кабульского радио (с 1941), при к-рой открыты трёхгодичные муз. курсы (рук. А. Брешна, художник и музыкант). При Кабульском радио созданы оркестры нар. инструментов (ок. 1946) и эстрадный (существовал в 1961-64), гастролировавшие в СССР и др. странах. Растёт количество любит. хор. коллективов (гл. обр. при лицеях и школах). В 1960-е гг. в Моск. консерватории занималась группа молодёжи из Афганистана. Среди музыкантов, получивших нац.-традиционное и зап.-европ. образование, - Мухаммед Омар, Мухаммедин Захейль, певец Хафизулла Хияль и др. Популярны продолжатели нар.-песенной муз. культуры, наследники ашугов и думов, среди них: Шер Ахмад Газневи, Рахмат Гуль, Мир Хайдар, Абдулджалиль Дзаланд, Факир Мухаммед, Мухаммед Хусейн Арман.

Литература: Беляев В., Афганская народная музыка, М., 1960; Pиштин, Садикулла, Ды жванд сандыра (Песня жизни), Кабул, изд. "Радио", 1959; Бенава Абдуррауфва Форрох, Чанд аханг и пашто (Несколько афганских мелодий), Кабул, изд. "Радио", 1947; Dеlоr J., Musique afghane, "Afghanistan", Kabul, 1946, v. 1, No3; Holzburger F., Volksmusik in Afganistan. Nebst einem Exkurs ьber Qor'вn Recitation und Thora Kantillation in Kabul, Regensburg, 1969.

Г. Ф. Гирс

реклама

вам может быть интересно

Терменвокс Музыкальные инструменты
Batteries, батри Балет и танец

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Эпизод Термины и понятия
Высота звука Термины и понятия
Набат Музыкальные инструменты
Партита Термины и понятия
Акустика музыкальная Термины и понятия
Танцевальная музыка Термины и понятия
Напев Термины и понятия
Дойна Национальные культуры
Чембало Музыкальные инструменты

Реклама

Категории словаря

национальные культуры

просмотры: 6549
добавлено: 12.01.2011



Спецпроект:
На родине бельканто
Смотреть
Спецпроект:
Мир музыки Чайковского
Смотреть