Опера Вагнера «Феи»

Die Feen

Опера Вагнера «Феи» / Die Feen

Большая романтическая опера Рихарда Вагнера в 3 действиях, либретто композитора по пьесе К. Гоцци «Женщина-змея».

Премьера: Мюнхен, 29 июня 1888 г.

После длительного забвения опера была поставлена в 1967 г. в Байройте, в 1969-м — в Бирмингеме, в 1981-м — в Вуппертале, в 1982 г. состоялось концертное исполнение в Нью-Йорке.

Творчество венецианского драматурга, в особенности его фьябы (сказки для театра), привлекало пристальное внимание немецких романтиков, в том числе Э. Т. А. Гофмана, утверждавшего, что эти сказки представляют идеальный материал для опер. «Женщина-змея» заинтересовала молодого Вагнера не столько сменой фантастических превращений, сколько центральной идеей — утверждением верности и любви, дарующей свободу и счастье обоим главным героям.

Фея Керестани, царица Эльдорадо, полюбила смертного — царя Фаррускада, но он не выдержал испытаний, и Керестани превратилась в отвратительную змею. Только мужество Фаррускада и его решимость поцеловать змею освободили фею и вернули ее мужу. Вагнер изменил развитие действия, отбросил превращение женщины в змею (оно заменено окаменением), переменил имена: вместо Фаррускада появился Ариндаль, а Керестани превратилась в Аду.

Однако главные различия пьесы и оперы не в этом. Испытание, которому подвергается король у Гоцци, носит внешний характер. Он должен преодолеть ряд препятствий, чтобы вернуть возлюбленную и чтобы она могла стать, подобно ему, смертной. У Вагнера герой должен нравственно очиститься, возвыситься, чтобы вместе с феей обрести бессмертие. Автор оперы выступает как правоверный ученик романтиков и идет по стопам даже не Вебера, а Маршнера и Шпора. Некоторые идейные и сюжетные мотивы (один из супругов не должен узнавать имени и происхождения другого, иначе рискует его потерять) роднят «Фей» с будущим «Лоэнгрином». В партитуре есть и музыкально-тематические переклички с эпизодами последующих опер Вагнера (маршем в «Тангейзере» или некоторыми страницами «Лоэнгрина»). В то же время «Феи» — произведение незрелое, и интерес его заключается в том, что оно предваряет будущие шедевры композитора, обозначая начало его творческого пути.

На этот же сюжет написана опера «Женщина-змея» А. Казеллы (1931).

А. Гозенпуд

реклама

вам может быть интересно

Публикации

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Реклама

Композитор

Рихард Вагнер

Год создания

1834

Дата премьеры

29.06.1888

Жанр

оперы

Страна

Германия

просмотры: 2325
добавлено: 01.06.2011



Спецпроект:
В гостях у Belcanto.ru
Смотреть
Спецпроект:
Мир музыки Чайковского
Смотреть