Габриель Форе. Фортепианное трио

Piano Trio (d-moll), Op. 120

Композитор
Год создания
1923
Жанр
Страна
Франция
Джон Сарджент. Портрет Габриеля Форе (1889)

Послевоенные годы были для Габриеля Форе противоречивым временем. С одной стороны, композитор был немолод, и его тяготили те лишения, которые несет с собою старость – ослабление здоровья (Форе страдал серьезным заболеванием легких), уход из жизни дорогих ему людей; в частности, тяжелым ударом стала кончина Камиля Сен-Санса, его друга и наставника, умершего в Алжире в 1921 г. Временами композитору казалось, что его творческие силы иссякают – впрочем, Форе ошибался: в последние годы жизни он создал немало прекрасных произведений, среди которых – Вторая виолончельная соната, Струнный квартет, вокальные циклы «Миражи» и «Призрачные горизонты», Тринадцатый ноктюрн и иные шедевры. От композиторского творчества Габриеля Форе теперь ничто не отвлекало – ведь от должности директора Парижской консерватории он отказался в 1920 г., и даже выражал сожаление, что не освободился от этих обязанностей раньше, чтобы полностью отдаться сочинению музыкальных произведений.

Не могло не радовать композитора признание его заслуг. В 1922 г. редакция журнала «Revue Musicale» посвятила его дню рождения специальный выпуск, в котором были опубликованы статьи учеников Форе и почитателей его таланта – Мориса Равеля, Флорана Шмитта, Альфреда Корто, Нади Буланже, Эмиля Вюйермоза, Жана Роже-Дюкаса, Шарля Кёклена. Еще более высокую честь оказали Форе в следующем году – композитор был удостоен Ордена Почетного легиона, высшей государственной награды Франции. Он стал вторым музыкантом, награжденным этим орденом (первым был Камиль Сен-Санс).

К этому времени – одновременно печальному и счастливому – относится создание Фортепианного трио ре минор, которое Форе написал по предложению музыкального издателя Жака Дюрана. Предложение было высказано в январе 1922 г., но приняться за сочинение Трио композитор смог лишь по прошествии нескольких месяцев. Работа давалась ему тяжело, причиной тому были проблемы со здоровьем. «Беда в том, что я не могу работать долгое время, – жаловался Форе в одном из писем. – Мое худшее несчастье – постоянная усталость». Несмотря на это, сочинение продвигалось. Поначалу Форе намеревался создать произведение, предполагающее два варианта исполнительского состава: «Я начал Трио для кларнета (или скрипки), виолончели и фортепиано», – сообщает он в письме к супруге в сентябре 1922 г. Однако впоследствии композитор от этой идеи отказался: партия скрипки содержит моменты, исполнить которые на кларнете невозможно в принципе. Таким образом, Форе создал Трио для скрипки, виолончели и фортепиано, не предполагающее никакого другого исполнительского состава.

Это произведение, в котором композитор предстает умудренным опытом человеком, познавшим все противоречия жизни, находится в одном ряду с другими его камерно-инструментальными ансамблевыми сочинениями – фортепианными квартетами и квинтетами. Жан Роже-Дюкас, называвший эти произведения «сонатами для струнных инструментов», охарактеризовал структуру их циклов следующим образом: «Четыре части… передают основные человеческие чувства. Сущность allegro в силе или радости, scherzo выражает легкость или игру ума, adagio нашептывает наши самые нежные тайны, финал устремляется к свету».

Лаконичная и сдержанная, но весьма насыщенная музыкальными «событиями» первая часть – Allegro ma non troppo – строится на двух основных темах. Одна из них – мелодия широкого дыхания, которую начинает виолончель, а затем перенимает скрипка, «сплетающаяся» с нею в лиричном дуэте на фоне трепетных фортепианных фигураций. Взволнованность сочетается в этой мелодии с элегической печалью. Созвучна ей по настроению и вторая тема, но в ней есть нечто от интонаций колокольного звона. Обе темы подвергаются контрапунктическому развитию в разработке. Изложение тем становится особенно экспрессивным в репризе.

Элегическая вторая часть – Andantino – самая обширная в цикле, средоточие лирического начала. Кантиленные мелодии возникают не только у струнных инструментов, но и в фортепианной партии.

В трехчастном цикле Трио нет скерцо, однако стихия скерцозности присутствует в финале – Allegro vivo. Благодаря этому получают новое – ироническое преломление лирико-драматические интонации из первой части, которые обыгрываются в третьей. Но на этом композитор не останавливается: основная тема финала основана на… фразе «Смейся, паяц!» из оперы Руджеро Леонкавалло «Паяцы», и этот мотив тоже получает скерцозное преломление – становится очевидным, какой зыбкой может быть грань между слезами и смехом.

Премьера Фортепианного трио ре минор состоялась в Париже в июне 1923 г. Первыми исполнителями произведения стали скрипач Жак Тибо, виолончелист Пабло Казальс и пианист Альфред Корто. Этот концерт доставил немало радости композитору: «Если дожить до ста лет, будет ли что-то подобное!» – говорил он.

реклама

вам может быть интересно

рекомендуем

смотрите также

Реклама