Никита Александрович Долгушин

Nikita Dolgushin

Никита Александрович Долгушин / Nikita Dolgushin

Народный артист СССР (1988); лауреат (1-я премия) Международного конкурса танца (Варна, 1964), фестиваля «Квартал Марэ» (Париж, 1966), дипломант Парижского университета танца (1966).

Окончил ЛХУ в 1959 (ученик М. Михайлова, А. Пушкина). На выпускном спектакле исполнил роль Листа («Листиана», балетм. К. Голейзовский). В 1959-61 в Театре им. Кирова исполнял партии: Альберт; Принц («Щелкунчик»), Трубадур («Раймонда»), Парис, Трубадур («Ромео и Джульетта»), Юноша («Шопениана»); хореографические миниатюры: «Размышление», «Вальс», «Слепая», «Поцелуй»; па-де-труа («Лебединое озеро»), Сатир («Спартак»), Мефистофель («Маскарад»), Юноша («Бахчисарайский фонтан»), Смит («Тропою грома»).

В 1961-66 в Новосибирском театре. Первый исполнитель партий: Принц («Золушка», балетм. О. Виноградов), Ромео («Ромео и Джульетта», балетм. О. Виноградов), Жан де Бриен («Раймонда», балетм. П. Гусев), Юноша («Ленинградская поэма»), Бахрам («Семь красавиц»), Раб, Али («Корсар», балетм. И. Гусев), Солист («Болеро», балетм. Е. Тангиева); др. партии: Зигфрид, Альберт, Солор, Ферхад; Принц («Щелкунчик»), Юноша («Шопениана»), Дезире.

В 1966-68 в хореографическом концертном ансамбле «Молодой балет» п/р И. Моисеева (Москва) подготовил два сольных концерта, в которых среди других номеров и отрывков из балетов исполнил две прелюдии Баха (балетм. К. Голейзовский), «Порыв» (балетм. Н. Долгушин), «Прелюд» Э. Вила Лобоса (балетм. М. Мурдмаа).

В 1968-83 в Малом театре. Первый исполнитель партий: Принц («Щелкунчик», балетм. И. Бельский), Колен («Тщетная предосторожность», балетм. О. Виноградов), Тореадор («Кармен-сюита»), Ромео («Ромео и Джульетта», балетм. О. Виноградов), Франц («Коппелия»), князь Игорь («Ярославна»), Джеймс («Сильфида»), Поэт («Перекресток», балетм. Л. Лебедев), Воспитатель («Педагогическая поэма»), Борис («Царь Борис»), Феб де Шатонер («Эсмеральда»), Карл («Разбойники»); в балетах собственного сочинения: Солист («Концерт в белом»), Гамлет («Размышления»), Кавалер («Моцартиана»), Солист («Камерная сюита»), Ромео («Ромео и Джульетта» на муз. П. Чайковского); другие партии: Зигфрид («Лебединое озеро»), Кавалер («Пахита»), Альберт («Жизель»). Выступал в концертах «Камерного балета» п/р Г. Алексидзе. Исполнил в Театре им. Кирова партии Гамлета («Гамлет», 1972), Базиля («Дон Кихот», 1982).

В 1984 на сцене Оперной студии Ленинградской консерватории исполнил партии в хореографических миниатюрах: «Нарцисс» на муз. С. Цинцадзе, «Пьеро» на муз. Р. Шумана, «Монолог Иуды» на муз. К. Пендерецкого (все — балетм. Г. Алексидзе), «Павана мавра» на муз. Г. Пёрселла (балетм. X. Лимон), «Чорос» на муз. Э. Вила Лобоса (балетм. Р. Пети), «Adagio sostenuto» на муз. П. Чайковского (балетм. Н. Долгушин); в 1985 — партию Дон Жуана в балете «Дон Жуан» на муз. К. В. Глюка (балетм. Г. Алексидзе), в 1986 — Солиста в «Грезе» на муз. Поэмы Э. Шоссона (балетм. Н. Долгушин).

Снимался в к/ф и т/ф «Как сердцу выразить себя», «Волшебство», «Тема с вариациями», «Балет в миниатюрах», «Па-де-де» на муз. П. Чайковского и «Гран па» из балета «Пахита», «Танцует Никита Долгушин», «Принц и нищий», «Маскарад».

Впервые выступил как балетмейстер в Новосибирске, поставил ряд вариаций в балете «Ледяная дева» (балетм. П. Гусев). В Малом теате поставил одноактные балеты: «Концерт в белом», «Размышления», «Моцартиана»; «Камерная сюита» на муз. Р. Щедрина, «Ромео и Джульетта» на муз. П. Чайковского, «Клитемнестра».

С 1983 по 2001 гг. Никита Долгушин заведовал кафедрой хореографии Санкт-Петербургской консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова (профессор). В 1990-е был художественным руководителем Театра оперы и балета при Санкт-Петербургской Консерватории. На протяжении нескольких последних лет работал репетитором солистов в Михайловском театре.

Долгушин — классический танцовщик лирико-романтического плана. Отличительной чертой его дарования является интеллект: одухотворенный танец всегда обогащен мыслью. Велик творческий диапазон артиста, ему свойственны и лирика, и романтика, и гротеск. Большим достижением артиста было выступление в роли Юноши и Ферхада. «Психологичность, интеллектуальность и сдержанность Долгушина делают его героем современного хореографического спектакля, утверждающего начала танцевального симфонизма и психологизма» (Б. Львов-Анохин). Наиболее интересная работа артиста в классическом репертуаре — партия Альберта. Неустанный поиск, творческая самостоятельность привели артиста к собственным балетмейстерским работам. Он проявил себя как знаток классического танца.

Сочинения: Мысль и танец (беседа с Т. Отюговой).— Смена, 1980, 18 мая; Дело профессиональной чести.— Сов. балет, 1983, № 6; Силовое поле его энергии.— Там же, 1984, № 6.

Литература: Красовская В. Никита Долгушин.— Л., 1985. Львов-Анохин Б. Никита Долгушин.— Театр, 1964, № 10; Луцкая Е. Никита Долгушин.— Муз. жизнь, 1964, № 24; Кремшевская Г. Не просто баловень природы.— Театральная жизнь, 1966, № 8; Демидов А. Ноты времени.— Сов. культура, 1967, 16 февр.; Голейзовский К. Вдохновение танца.— Веч. Москва, 1967, 15 марта; Чистякова В. Будни и праздники Никиты Долгушина.— Театр, 1967, № 8; Львов-Апохин Б. Творческий вечер Никиты Долгушипа,— Там же, 1969, № 12; Ступников И. И классика и современность.— Ленингр. правда, 1976, 31 янв.; Деген А. Поэзия осмысленного танца.— Смена, 1977, 19 янв.: Леонидова Е. В мире танца Никиты Долгушина.— Муз. жизнь, 1984, № 16; Деген А. Новые номера, новые краски.— Ленингр. правда, 1984, 5 сент.; Красовская В. Вечер Никиты Долгушина.— Сов. балет, 1985, № 1.

А. Деген, И. Ступников

реклама

вам может быть интересно

Пьер Луиджи Пицци Театральные деятели

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Реклама

Дата рождения

08.11.1938

Дата смерти

10.06.2012

Профессия

танцовщик, балетмейстер, педагог

Страна

Россия, СССР

просмотры: 4038
добавлено: 14.06.2013



Спецпроект:
В гостях у Belcanto.ru
Смотреть
Спецпроект:
На родине бельканто
Смотреть