Исай Александрович Добровейн

Issay Dobrowen

Настоящие имя и фамилия — Ицхок Зорахович Барабейчик. В 5-летнем возрасте выступил как пианист. В 1901-11 учился в Московской консерватории у A. А. Ярошевского, К. Н. Игумнова (по классу фортепиано). В 1911-12 совершенствовался в Школе высшего мастерства при Академии музыки и сценического искусства в Вене у Л. Годовского. В 1917-21 профессор Московского филармонического училища по классу фортепиано.

Как дирижёр дебютировал в Театре им. В. Ф. Комиссаржевской (1919), дирижировал в Большом театре в Москве (1921-22). Играл для B. И. Ленина в доме у Е. П. Пешковой концертную программу, в т. ч. сонату Л. Бетховена «Аппассионата». С 1923 жил за границей, выступал как дирижёр в симфонических концертах и оперных театрах (в т. ч. Дрезденской государственной опере, где в 1923 дирижировал 1-й постановкой в Германии «Бориса Годунова»). В 1924 1-й дирижёр Большой народной оперы в Берлине и руководитель Дрезденских филармонических концертов. В 1927-28 музыкальный директор Государственной оперы в Софии. В 1930 главный дирижёр «Музеумсконцерта» во Франкфурте-на-Майне.

В 1931-35 руководитель симфонического оркестра в Сан-Франциско (2 сезона), выступал с многими оркестрами, в т. ч. Миннеаполиса, Нью-Йорка, Филадельфии. Гастролировал как дирижёр в различных странах Европы, в т. ч. в Италии, Венгрии, Швеции (в 1941-45 руководил Королевской оперой в Стокгольме). С 1948 выступал в театре «Ла Скала» (Милан).

Добровейн отличался высокой музыкальной культурой, мастерским владением оркестром, исключительным чувством ритма, артистичностью и ярким темпераментом. Автор многочисленных произведений в духе романтиков и А. Н. Скрябина, среди них поэмы, баллады, танцы и другие пьесы для фортепиано, концерт для фортепиано с оркестром; 2 сонаты для фортепиано (2-я посвящена Скрябину) и 2 для скрипки с фортепиано; скрипичные пьесы (с фортепиано); романсы, театральная музыка.


В нашей стране Добровейна знают прежде всего как пианиста. Выпускник Московской консерватории, воспитанник Танеева и Игумнова, он совершенствовался в Вене у Л. Годовского и быстро приобрел европейскую известность. Уже в советское время Добровейну выпала честь играть на квартире у Горького Владимиру Ильичу Ленину, который высоко оценил его искусство. Артист на всю жизнь сохранил память о встрече с Лениным. Много лет спустя, отдавая дань великому вождю революции, Добровейн дирижировал в Берлине концертом, устроенным советским посольством в день годовщины со дня смерти Ильича...

Как дирижер Добровейн дебютировал в 1919 году за пультом Большого театра. Успех рос очень быстро, и через три года его пригласили в Дрезден дирижировать спектаклями оперного театра. С тех пор три десятилетия — до самой смерти — Добровейн провел за границей, в непрерывных скитаниях и гастрольных поездках. Повсюду его знали и ценили прежде всего как горячего пропагандиста и превосходного интерпретатора русской музыки. Еще в Дрездене настоящий триумф принесла ему постановка «Бориса Годунова» — первая на немецкой сцене. Затем он повторил этот успех в Берлине, а много позже — после второй мировой войны — Тосканини пригласил Добровейна в «Ла Скала», где тот на протяжении трех сезонов (1949—1951) дирижировал «Борисом Годуновым», «Хованщиной», «Князем Игорем», «Китежем», «Жар-птицей», «Шехеразадой»...

Добровейн объездил весь мир. Он дирижировал в театрах и концертных залах Рима, Венеции, Будапешта, Стокгольма, Софии, Осло, Хельсинки, Нью-Йорка, Сан-Франциско и десятков других городов. В 30-х годах артист некоторое время работал в Америке, но не сумел прижиться в мире музыкального бизнеса и при первой же возможности вернулся в Европу. Последние полтора десятилетия Добровейн в основном жил в Швеции, возглавлял театр и оркестр в Гётеборге, регулярно выступая в Стокгольме и других городах Скандинавии и всей Европы. В эти годы им сделаны многие записи на пластинки произведений русской музыки (в том числе концертов Метнера с автором в качестве солиста), а также симфоний Брамса. Эти записи дают возможность почувствовать, в чем был секрет артистического обаяния дирижера: его трактовка привлекает свежестью, эмоциональной непосредственностью, эффектностью, порой, впрочем, носившей несколько внешний характер. Добровейн был разносторонне одаренным человеком. Работая в оперных театрах Европы, он показал себя не только первоклассным дирижером, но и одаренным режиссером. Его перу принадлежит опера «1001 ночь» и ряд фортепианных сочинений.

"Современные дирижеры", М. 1969.

реклама

вам может быть интересно

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Реклама

Дата рождения

27.02.1891

Дата смерти

09.12.1953

Профессия

дирижёр, пианист

Страна

Норвегия, Россия

просмотры: 4896
добавлено: 19.12.2010



Спецпроект:
В гостях у Belcanto.ru
Смотреть
Спецпроект:
На родине бельканто
Смотреть