Вера Александровна Давыдова

Vera Davydova

Вера Александровна Давыдова

Народная артистка России (1951) и Грузии (1981), профессор, лауреат Государственной премии СССР (1946, 1950, 1951). Родилась в Нижнем Новгороде. Отец был землемером, мать преподавала в школе. Когда Вере не исполнилось и двух лет, семья переезжает на Дальний Восток, в Николаевск-на-Амуре. В гимназии Вера поёт в хоре, где вскоре ей стали поручать сольные партии, обратив внимание на незаурядный голос и музыкальность. Юная Вера очень полюбила природу, могучий Амур. Но больше всего её привлекало пение рыбаков, которое она могла слушать часами.

В 1920 году, во время японской оккупации Дальнего Востока, всей семье пришлось бежать в Благовещенск. Вера Александровна и здесь продолжала учиться и одновременно начала преподавать хоровое пение в начальной школе. В эти годы она уже хорошо пела, играла на фортепиано и была знакома с теорией музыки. Через два года в Благовещенск приехал певец Ахматов, который организовал любительский коллектив, где Вера Александровна впервые начала петь оперные партии. Её замечают приезжающие на гастроли профессиональные оперные певцы, которые настоятельно рекомендуют учиться пению. В 1924 году, в июне, будущая певица едет в Петербург и поступает в Ленинградскую консерваторию, в класс Е. В. Девос-Соболевой. На приёмных экзаменах Давыдову слушал А. К. Глазунов, одобрительно отозвавшийся об её пении и затем оказывавший ей неизменную поддержку.

С первого курса консерватории Вера Александровна была сразу переведена на третий и начала принимать участие в работе оперной студии при консерватории. После исполнения в 1929 году партии Кармен в студии, её приглашают в Мариинский театр. Дебютом Веры Александровны становится партия пажа Урбана в опере "Гугеноты", а вскоре после этого она исполняет такие ответственные партии, как Амнерис ("Аида") и Марфа ("Хованщина"). Её успех и быстрое продвижение в театре были, разумеется, подготовлены серьёзной работой в студии и в консерватории. Три года работы в Мариинке ознаменовались творческим ростом артистки. В большой мере способствовало этому росту участие в тех спектаклях, которые были подготовлены и шли под управлением В. Дранишникова, очень чуткого и талантливого дирижёра театра. В 1932 году Давыдову принимают в Большой театр, где она дебютировала партией Амнерис.

За годы работы в Большом театре Вера Александровна перепела практически весь меццо-сопрановый репертуар. Среди партий, спетых в Большом, особенно выделяются Амнерис, Любава ("Садко"), Любовь ("Мазепа"), Любаша ("Царская невеста"), Марфа, Марина Мнишек ("Борис Годунов", Кармен, Аксинья ("Тихий Дон" Дзержинского, первая исполнительница) и другие. Большой драматический талант проявляется в образной, впечатляющей игре певицы. Вера Александровна с огромной благодарностью вспоминала выдающегося русского певца Ивана Васильевича Ершова, который проработал с ней в Ленинградской консерватории партии Марфы и Любаши. Иван Васильевич научил молодую певицу неизменно стремиться к тому сочетанию вокальной и сценической выразительности, которое стало столь характерно для Давыдовой.

Критика тех лет особенно отмечала исполнение певицей партии Кармен: "Она создаёт реалистически правдивый облик независимой, свободолюбивой испанской девушки, одинаково пленительной и в драматической сцене гадания, и в ярких танцевальных сценах, и в трагическом эпилоге". Не менее сильное впечатление на современников производила Вера Александровна в роли Амнерис. По воспоминаниям коллег - это была жестокая и властолюбивая дочь фараона, глубоко переживающая трагедию отвергнутой любви. Эта трагедия мастерски раскрывалась Давыдовой, исполнявшей с громадным подъёмом эту сложнейшую вокальную партию и тонкими штрихами рисовавшей облик египетской царевны, которую терзают ревность и уязвлённое самолюбие.

В галерее сценических образов, созданных певицей, значительное место занимают те, которые почерпнуты из русской оперной классики. Ещё в первые годы особенно удалась Давыдовой Любаша, исторически правдивым и психологически убедительным оказался образ Марины Мнишек. Душевные переживания честолюбивой дочери сандомирского воеводы, интимная сторона ей отношений с Лжедмитрием отступали на второй план, зато, как отмечала критика, "выразительно подчёркнуты у Давыдовой властолюбие и расчётливый эгоизм Марины Мнишек". По-настоящему обаятельна Вера Александровна в роли Любавы в опере-былине "Садко". Её красивый голос большого диапазона, насыщенный горячей, драматической взволнованностью, как нельзя лучше подходил к этой партии. В исполнении певицы Любава истинно русская, живая, движимая искренними душевными побуждениями женщина, покаряющая слушателей своей преданностью и силой чувства к любимому мужу... Выразительной распевностью передаёт певица тоску и смятение жены Садко, как бы незримо сопровождающей его в скитаниях по подводному царству. К числу несомненных удач актрисы критики и публика относили роль Марфы в "Хованщине". Психологическое содержание этой роли очень сложно. Согласно установкам тех лет, Марфа - покорное орудие в руках Досифея. Но в тоже время она терзается острейшими внутренними противоречиями, рождёнными её пламенной любовью к Андрею Хованскому. Вера Александровна сумела в этой разноречивости чувств выделить то главное, что отличает облик Марфы, показать глубокий трагизм этого образа и вместе с тем его женственное обаяние. Глубокое сочувствие слушателей к судьбе Марфы вызывала Давыдова, в пении которой слышались жалобы на горькую судьбу русской женщины, гибнущей в пламени костра.

Огромное внимание Вера Александровна уделяла камерному исполнительству. Значительным событием в музыкальной жизни Москвы стал исполненный в сезоне 1944/45 цикл из семи концертов "Русский романс от истоков до наших дней". Свыше 200 романсов, начиная от песен XVIII века и кончая лучшими романсами Глиэра, Шапорина, Мясковского были включены в этот цикл. Особенно музыкальная критика отметила исполнение романсов Н. А. Римского-Корсакова и шедевров рахманиновской лирики, тонкое чувство стиля композиторов. Высокой культурой отмечено исполнение певицей произведений Грига, Сибелиуса, Синдинга и других скандинавских композиторов. Её правдивая и простая певческая речь тонко передавала всё обаяние григовской музыки. Каждый романс в её исполнении звучал как тщательно отделанная миниатюра, сверкающая разнообразными оттенками её богатой вокальной палитры. С особой выразительностью пела Давыдова песню Грига "По дороге на родину", передавая горячую любовь композитора к своей стране, тогда как "Стужа" Синдинга в её исполнении была как бы пронизана горечью разочарования.

По счастью, искусство Веры Александровны было знакомо и зарубежному слушателю. Певица с большим успехом выступала в Финляндии (в 1937 году), в Норвегии, Дании и Швеции (в 1946 году), в Венгрии (в 1948 году), в Иране. Всюду её принимали восторженно. Во время выступлений в Норвегии в 1946 году композитор Клаус Эгге писал: "...пение Давыдовой - великолепный музыкальный вечер. Форма, звук, очертание и толкование - всё это певица соединила в таком совершенном единстве, что каждая песня получила свою законченность. Во всём чувствуется большая культура и стиль".

Выйдя на творческую пенсию в 1956 году, Вера Александровна Давыдова посвятила себя педагогической деятельности. Долгие годы она проработала в Тбилисской государственной консерватории, воспитала немало интересных певцов. Среди её учеников особенно выделяется солистка Большого театра, вот уже почти сорок лет выступающая в спектаклях Большого театра, - народная артистка Советского Союза Маквала Касрашвили.

Основная дискография В. А. Давыдовой:

  1. Опера Ж. Бизе "Кармен", партия Кармен, первая полная запись оперы 1937 года, п/у А. Ш. Мелик-Пашаева (в ансамбле с Н. С. Ханаевым, В. М. Политковским и Н. Д. Шпиллер).
    В последний раз комплект с записью оперы выходил на грампластинках фирмы "Мелодия" в 1987 году.
  2. Опера П. И. Чайковского "Мазепа", запись 1948 года, п/у В. В. Небольсина (в ансамбле с Н. Покровской, Ал. Ивановым, Г. Большаковым и И. Петровым)
    В настоящее время запись выпущена на CD рядом зарубежных фирм.
  3. Опера Дж. Верди "Аида", запись 1952 года, п/у А. Ш. Мелик-Пашаева (в ансамбле с Н. Соколовой, Г. Нэлеппом, И. Петровым, П. Лисицианом).
    В последний раз запись выпустила "Мелодия" на грампластинках в конце 1970-х годов.
  4. Опера Н. А. Римского-Корсакова "Садко", запись 1952 года, п/у Н. С. Голованова (в ансамбле с Г. Нэлеппом, Е. Шумской, М. Рейзеным, И. Козловским, П. Лисицианом, Е. Антоновой и другими).
    В настоящее время запись выпущена на CD в России и за рубежом.

реклама

вам может быть интересно

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Реклама

Дата рождения

30.09.1906

Дата смерти

1993

Профессия

певица, педагог

Тип голоса

меццо-сопрано

Страна

СССР

Автор

Александр Марасанов

просмотры: 7496
добавлено: 28.10.2002



Спецпроект:
Мир музыки Чайковского
Смотреть
Спецпроект:
На родине бельканто
Смотреть