Эдуард ван Бейнум

Eduard van Beinum

Эдуард ван Бейнум / Eduard van Beinum

По счастливому стечению обстоятельств маленькая Голландия на протяжении двух поколений дала миру двух замечательных мастеров.

В лице Эдуарда ван Бейнума лучший оркестр Нидерландов — знаменитый «Консертгебау» — получил достойную замену прославленному Виллему Менгельбергу. Когда в 1931 году воспитанник Амстердамской консерватории Бейнум стал вторым дирижером «Консертгебау», в его «послужном списке» уже было несколько лет руководства оркестрами в Хиедаме, Гаарлеме, а перед тем — продолжительный период работы альтистом в оркестре, где он начал играть с шестнадцати лет, и пианистом в камерных ансамблях.

В Амстердаме он прежде всего обратил на себя внимание исполнением современного репертуара: произведений Берга, Веберна, Русселя, Бартока, Стравинского. Это отличало его от старших и более опытных коллег, работавших с оркестром, — Менгельберга и Монте — и позволило занять самостоятельное положение. С годами оно упрочилось, и уже в 1938 году специально для Бейнума был учрежден пост «второго» первого дирижера. После этого он уже проводил гораздо больше концертов, чем престарелый В. Менгельберг. Тем временем его талант снискал признание и за границей. В 1936 году Бейнум дирижировал в Варшаве, где впервые исполнил и посвященную ему Вторую симфонию X. Бадингса, а после этого посетил Швейцарию, Францию, СССР (1937) и другие страны.

С 1945 года Бейнум стал единоличным руководителем оркестра. Каждый год приносил ему и коллективу новые внушительные успехи. Нидерландские музыканты выступали под его управлением почти во всех странах Западной Европы; сам же дирижер, в дополнение к этому, успешно гастролировал в Милане, Риме, Неаполе, Париже, Вене, Лондоне, Рио-де-Жанейро и Буэнос-Айресе, Нью-Йорке и Филадельфии. И повсюду критика давала восторженные отзывы о его искусстве. Однако многочисленные гастроли не приносили особого удовлетворения артисту — он предпочитал тщательную, упорную работу с оркестром, считая, что лишь постоянное сотрудничество дирижера и музыкантов может принести хорошие плоды. Поэтому он отклонял многие выгодные предложения, если они не предусматривали длительной репетиционной работы. Зато с 1949 по 1952 год он регулярно проводил по нескольку месяцев в Лондоне, руководя Филармоническим оркестром, а в 1956—1957 годах подобным же образом работал в Лос-Анджелесе. Бейнум отдавал все свои силы любимому искусству и умер на посту — во время репетиции с оркестром «Консертгебау».

Эдуард ван Бейнум сыграл огромную роль в развитии национальной музыкальной культуры своей страны, пропагандируя творчество соотечественников, способствуя развитию оркестрового искусства. Вместе с тем его как дирижера отличала редкая способность с одинаковым мастерством и чувством стиля интерпретировать музыку разных эпох и стилей. Пожалуй, наиболее близка ему была французская музыка — Дебюсси га Равель, а также Брукнер и Барток, произведения которых он исполнял с особым вдохновением и тонкостью. Под его управлением впервые прозвучали в Нидерландах многие сочинения К. Шимановского, Д. Шостаковича, Л. Яначека, Б. Бартока, 3. Кодаи. Бейнум обладал удивительным даром вдохновлять музыкантов, почти без слов объяснять им задачи; богатая интуиция, яркая фантазия, отсутствие штампов придавали его интерпретации характер редкого сплава индивидуальной артистической свободы и необходимого единства всего оркестра.

Бейнум оставил немалое число записей, среди которых произведения Баха, Генделя, Моцарта, Бетховена, Брамса, Равеля, Римского-Корсакова («Шехеразада») и Чайковского (сюита из «Щелкунчика»).

Л. Григорьев, Я. Платек

реклама

вам может быть интересно

Эрнест Шоссон Композиторы

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Реклама

Дата рождения

03.09.1901

Дата смерти

13.04.1959

Профессия

дирижёр

Страна

Нидерланды

просмотры: 2751
добавлено: 04.12.2010



Спецпроект:
На родине бельканто
Смотреть
Спецпроект:
Мир музыки Чайковского
Смотреть