Олесь Семёнович Чишко

Чишко, Олесь

Родился в 1895 году в деревне Двуречный Кут близ Харькова, в семье сельского учителя. После окончания гимназии поступил в Харьковский университет, где изучал естественные науки, готовясь стать агрономом. Одновременно с занятиями в университете брал уроки пения у Ф. Бугомелли и Л. В. Кича. В 1924 окончил (экстерном) Харьковский музыкально-драматический институт, в 1937 — Ленинградскую консерваторию, где в 1931-34 занимался у П. Б. Рязанова (композиция), Ю. Н. Тюлина (гармония), X. С. Кушнарёва (полифония). В 1926-31 пел в Харьковском, Киевском, Одесском театрах оперы и балета, в 1931-48 (с перерывом в 1940-44) — в Ленинградском Малом оперном театре, был также солистом Ленинградской филармонии. Высокий профессионализм и самобытное дарование отличали исполнительскую культуру Чишко-певца. Создал яркие образы в операх «Тарас Бульба» Лысенко (Кобзарь), «Разлом» Фемелиди (Годун), «Захар Беркут» Лятошинского (Максим Беркут), «Война и мир» (Пьер Безухов), «Броненосец "Потёмкин"» (Матюшенко). Выступал как концертный певец. Организатор и первый художественный руководитель (1939-40) Ансамбля песни и пляски Балтийского флота.

Первые композиторские опыты Чишко относятся к вокальному жанру. Он пишет песни и романсы на тексты стихотворений великого украинского поэта Т. Г. Шевченко (1916), а позднее, после Великой Октябрьской социалистической революции сочиняет песни и вокальные ансамбли на слова советских поэтов А. Жарова, М. Голодного и других. В 1930 году Чишко создает свою первую оперу «Яблоневый плен» («Яблуневий полон»). В основу ее сюжета положен один из эпизодов гражданской войны на Украине. Эта опера шла в музыкальных театрах Киева, Харькова, Одессы, Ташкента.

Самое значительное произведение Олеся Чишко — одна из первых советских опер на революционную тему, получивших широкое признание, опера «Броненосец "Потемкин"» (1937), поставленная театром оперы и балета им. С. М. Кирова в Ленинграде, Большим театром Союза ССР в Москве и рядом оперных театров страны.

Творчество Чишко-композитора связано с освоением героико-революционной тематики в советском музыкальном искусстве 20-30-х гг. Большое внимание уделял музыкально-сценическим и вокальным жанрам. В 1944-45 и 1948-65 преподавал в Ленинградской консерватории (класс композиции; с 1957 доцент). Автор книги «Певческий голос и его свойства» (1966).

Сочинения:

оперы - Юдифь (либр. Ч., 1923), Яблоневый плен (Яблуневий полон, либр. Ч., по пьесе И. Днипровского, 1931, Одесский т-р оперы и балета), Броненосец «Потёмкин» (1937, Ленингр. т-р оперы и балета; 2-я ред. 1955), Дочь Каспия (1942), Махмуд Тораби (1944, Узб. т-р оперы и балета), Леся и Данила (1958), Соперники (1964), Иркутская история (не окончена); для солистов, хора и оркестра - кантата Есть такая партия (1957), вок.-симф. сюиты: Гвардейцы (1942), Флаг над сельсоветом (с орк. нар. инструментов, 1948), Шахтёры (1955); для оркестра - увертюра Степь (1930), Украинская сюита (1944); для оркестра народных инструментов - Танцевальная сюита (1933), 6 пьес (1939-45), 2 казах. песни для казах. орк. нар. инструментов (1942, 1944); струнный квартет (1941); хоры, романсы (ок. 50) и песни на сл. А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Т. Г. Шевченко и др.; обработки укр., рус, казах., узб. нар. песен (ок. 160); музыка к спектаклям драм. т-ра.

реклама

вам может быть интересно

Произведения

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Реклама

Дата рождения

02.07.1895

Дата смерти

04.12.1976

Профессия

композитор

Страна

СССР

просмотры: 3753
добавлено: 20.10.2011



Спецпроект:
Мир музыки Чайковского
Смотреть
Спецпроект:
В гостях у Belcanto.ru
Смотреть