Чеченская и ингушская музыка

Муз. творчество чеченцев и ингушей развивается ныне как единая культура двух народностей. Вместе с тем их музыке присущи особенности, к-рые коренятся в языках и нек-рых локальных условиях жизни, в т. ч. в их взаимодействии с соседними этнич. группами (народами Дагестана на востоке, Грузии и Сев. Осетии на юге и западе). О древности нац. муз. традиций свидетельствуют памятники устного нар.-поэтич. творчества, в частности сказания нартовского эпоса, зародившегося ещё в эпоху доклассового общества. С музыкой издревле были связаны мн. важнейшие моменты в жизни чеченцев и ингушей. Большое место занимала музыка в сохранившемся до нач. 20 в. ингуш. языческом культе Мяцела (Мятцила - покровителя земли, животных и человека), в традиционном свадебном обряде. Многочисл. жанры муз. фольклора включают ладугlу йиш (чеч.), ладувгlа ашараш (ингуш.) - "мелодии для слушания", т. е. самостоят. инстр. музыку, халхаран йиш (чеч.), халхара йиш (ингуш.) - танц. мелодии и инстр. музыку, сопровождающую действие, движение (танцы, шествия, джигитовку и т. п., но не пение), и вок. музыку. Последняя состоит из неск. жанровых групп, отличающихся типом связи мелодии и поэтич. слова. Один из самых обширных и значит. вок. жанров - илли - песни, в к-рых тексты не закреплены за определёнными напевами. К ним относятся героич., эпич. и историч. муж. песни типа былин или сказаний и песни-баллады. Исполнитель илли - илланча - поёт под аккомпанемент к.-л. нар. инструмента, на к-ром обычно играет сам. Склад мелодики илли речитативно-декламационный, текст содержит иногда до тысячи и более стихов. Отдельным важным историч. событиям, легендарным личностям посв. циклы илли (ныне эти песни встречаются редко). Широко распространён жанр эшарш - песни с закреплённым текстом. Он включает традиц. любовные (лирич.) жен. песни, а также песни на совр. тематику (керла эшарш). Среди песен типа йиш, текст к-рых полностью или частично импровизируется исполнителями, - шуточные (забарийн йиш - чеч., бегий йиш - ингуш.), застольные (доттагlаллийн йиш), колыбельные (аганан йиш - чеч., дlадижа йиш - ингуш.).

Особую группу составляют муж. хор. песни религ. содержания (назм, зикр), зафиксированные собирателями в сер. 20-х гг. 20 в. Существуют сольная и хоровая, одноголосная и многоголосная, муж. и жен. традиции исполнения нар. песен.

image
Песня об Асланбеке Шерипове. Нотация Л. В. Брайловского и M. M. Бронштейна.

Песни, за исключением нек-рых специфич. жанров (напр., колыбельных, причитаний), исполняются с инстр. сопровождением. В ладовой системе чеч. и ингуш. нар. музыки преобладают диатонич. натуральные лады. Наиболее распространён лад с опорой на нетерцовые трезвучия в объёме квинты (С - D - G или C - F - G), на чистую кварту и "мажорный" квартсекстаккорд (С - F - А) в качестве завершающего тонич. аккорда.

image
Народная песня "Голос матери". Нотация А. М. Шахбулатова.

Для гармонич. развития в хор. и инстр. многоголосии типичны большесекундовые последования созвучий и, соответственно, секундовое родство тональностей. Характерны многообразные формы ладовой и ладотональной переменности, нередко приводящей к возникновению ладов с меняющимися (варьирующимися) ступенями, употребляется особый минорный лад, объединяющий признаки дорийского (VI

image

) и фригийского (II

image

). Значит. реже встречаются лады мажорного наклонения, среди к-рых обычен миксолидийский. В совр. нар. песне происходит заметное расширение жанровых рамок (показательно, напр., появление чеч. и ингуш. песен в ритме вальса) и обогащение выразит. средств, в частности ладовой системы (натуральный мажор, лады с ув. секундой).

image
Народная песня "Родной Кавказ". Нотация Л. В. Брайловского и M. M. Бронштейна.

Осн. тип мелодич. рисунка - поступенное секвентное нисходящее движение от вершины-источника; характерны опевания опорных тонов, крупные длительности в началах и концах фраз, многократное повторение звука тоники в конце мелодии. Многие лирич., шуточные песни, танц. мелодии имеют диапазон чистой квинты и даже чистой кварты. Ритмич. богатство и своеобразие чеч. и ингуш. музыки проявляется в обилии синкопированных фигур, пунктирных и "обращённых" пунктирных ритмов, триолей, подчёркиваемых сопоставлением с равномерными двудольными фигурами. Очень эффектны в вок. и инстр. музыке отрывистые, короткие ритмич. фигуры, прерываемые паузами. Особенно разнообразна и свободна ритмика героико-эпич. песен илли, обусловленная ведущей ролью в этом жанре речевой интонации. В вок. и инстр. музыке широко распространены смены метра; характерно чередование равнодлительных метров 6/8 и 3/4. В ансамблевом исполнительстве встречаются моменты полиметрии.

Самобытность древней нац. муз. культуры прослеживается и в нар. инструментарии чеченцев и ингушей. Среди архаических, изредка встречающихся и ныне инструментов: самозвучащий ударный гйма (геманш, геманаш) - деревянная трещотка в виде расщеплённого бруска; духовые - цэзам с надрезным язычком и "скрипучим" гнусавым звуком, изготовляемый из гусиного пера или полого стебля растения (бытует как детская игрушка), дэтра - продольная открытая флейта из камыша или дерева, встречающаяся гл. обр. у пастухов как сольный и аккомпанирующий пению инструмент, мба - бычий рог с двойной тростью и сильным звуком, использовавшийся на массовых нар. празднествах и свадьбах, шйдаг - разновидность зурны без раструба и др. Среди наиболее распространённых нац. струн. инструментов - струнно-щипковый 3-струн. дечик-пондур (дйчиг-пундар, мирза-пундар) и струнно-смычковый адхуку-пундур (lад-хьйкха-пундар, атэх-пундур). Адхоку-пондур и дечик-пондур - традиц. инструменты илланчи. При исполнении песен и танцев на этих инструментах мелодия нередко звучит в среднем голосе, в квинтовом или квартовом обрамлении. С 80-90-х гг. 19 в. популярным инструментом чеченцев и ингушей стал комэз (кехбт-пундур) - т. н. вост. или кавказская гармоника с 12, 16 или 18 клавишами на правой клавиатуре. Гармоника с бульшим числом клавиш называется "будхъара лаккаму пондар". Исполнительство чеч. и ингуш. гармонистов отличается виртуозным блеском, оригинальными нац. приёмами игры (тремолирование выдержанных созвучий при помощи мелких быстрых движений меха и др.), филигранной мелизматикой. Большое распространение получили баян, аккордеон, а также балалайка и гитара. Бытующая у большинства народов Сев. Кавказа зурна используется в Чечено-Ингушетии, как и повсюду, в сочетании с удар. инструментами: двусторонним барабаном (вута, гавбл) или бубном (жиргб, жиргиб, теп). Среди дечик-пондуристов Чеч.-Ингуш. АССР - С. Самбиев, И. Цицкиев, А. Эльмурзаев, среди гармонистов - Е. Ганукаев, У. Димаев.

Впервые запись чеч. нар. мелодии опубл. И. В. Добровольским в его "Азиатском музыкальном журнале" (1818, No 6). Широкая работа по собиранию, изучению и публикации чеч. и ингуш. нар. музыки началась в сер. 20-х гг. 20 в. В 1925 А. А. Давиденко записал в Чечено-Ингушской АССР 80 народных мелодий. В 20-е годы были опубликованы записи чеч. мелодий Т. Бейбулатова и ингушских мелодий Е. А. Колесникова. Муз.-фольклористскую работу в республике продолжили Г. X. Мепурнов, Н. С. Речменский, А. М. Халебский, А. М. Шахбулатов, Б. И. Шнапер, Л. В. Брайловский, M. M. Бронштейн, X. Ахмадов и др.

После Окт. революции 1917 создаётся нац. муз. культура нового типа, в республике зарождается проф. композиторское творчество. Давиденко принадлежат (1920-е гг.) 30 обработок чеч. нар. мелодий для фп. и "Чеченская сюита" для хора a cappella. Основоположником нац. композиторской школы в республике стал Г. X. Мепурнов, автор первых нац. произв. ("Героическая поэма" для симф. оркестра, посв. чеч. революционеру Асланбеку Шерипову, "Фантазия на чечено-ингушские темы" для оркестра нар. инструментов, "Горские эскизы", "Поэма к десятилетию автономии Чечни", "Коллективный горский танец" и др. соч. для фп., музыка к пьесе "Алхан-Кала", хор. и инстр. обработки нар. мелодий), организатор и рук. ряда муз. учреждений и коллективов республики (муз. уч-ще, оркестр нар. инструментов и др.). В 20-30-е гг. к муз. фольклору чеченцев и ингушей обращались композиторы С. Н. Ряузов, М. В. Коваль, В. А. Власов и В. Г. Фере, M. M. Магомаев, Д. Д. Шостакович. Большой вклад в развитие нац. муз. культуры внёс Н. С. Речменский. Плодотворно работали в республике композиторы A. M. Халебский, А. И. Александров, Л. М. Шаргородский, В. И. Ашкенази. В 60-70-е гг. появляются произв. нац. композиторов, продолжающих освоение классич. муз. жанров и форм: "Героическая симфония" (1972, посв. борьбе за власть Советов на Сев. Кавказе), концерт для фп. с оркестром (1972), симф. поэмы "Легенда гор" и "Гомар" У. А. Бексултанова; вок.-симф. цикл "Из чечено-ингушской народной поэзии", кантата "Горские песни", вок. цикл "Разлука", баллады для голоса с фп. А. Шахбулатова; соната для скрипки с фп. (1967) и вок. цикл "Трудная любовь" С. Димаева и др. На материале чеч. и ингуш. фольклора написан ряд соч. моск. композиторов - Б. И. Шнапара (Сюита на чечено-ингушские темы, 1962), Ю. С. Бирюкова ("Вайнахская симфония", 1967) и др. Важную роль в развитии нац. массовой песни играет творчество самодеят. авторов. Большой размах получила муз. самодеятельность, объединившая свыше 60 тыс. любителей муз. иск-ва.

В республике функционируют (1981): филармония (с 1938), симф. оркестр (с 1939), чеч.-ингуш. ансамбль танца "Вайнах" (1939), Дом нар. творчества (с 1938), Чеч.-ингуш. отделение Всесоюзного хор. об-ва, Муз. уч-ще (Грозный, с 1936), ок. 40 муз. школ.

Издания: Аракчиев Д. И., Песни кавказских горцев, курдов, турок..., "Труды музыкально-этнографической комиссии", т. 4, М., 1913; Сборник чеченских мелодий и песен, записанных и обработанных для фп. в 2 руки А. Давиденко, М., 1926, 1930; Бейбулатов Т., Сборник стихотворений и песен, Буйнакск, 1926; Мепурнов Г., Песни Чечено-Ингушетии, М., 1936; Речменский Н., Чеченские и ингушские народные мелодии и песни, М., 1962; Чечено-ингушский музыкальный фольклор, т. 1, Грозный, 1963; Нохч-гi алгiайн музыкальни фольклор (Чечено-ингушский музыкальный фольклор), т. 2, Грозный, 1965; Народная музыка Чечено-Ингушетии, сост. У. Бексултанов, М., 1976; Грановский Б. Б., Песни народов России в музыкальном собрании и трудах В. Ф. Одоевского, в кн.: Типология и взаимосвязи фольклора народов СССР, М., 1980, с. 312-41.

Литература: Ахриев Ч., Ингушевские праздники, в кн.: Сборник сведений о кавказских горцах, вып. 5, Тифлис, 1871; Миллер В., Терская область, Материалы по археологии Кавказа, т. 1, М., 1888; Акимов В., Свадебные обычаи и обряды чеченцев и ингушей, в кн.: Сборник материалов по этнографии, вып. 3, М., 1888; Давиденко A., Чеченская народная музыка, "Музыка и революция", 1926, No 3; его же, Музыкальная культура Чечни, в кн.: "О тех, кого называли абреками", Грозный, 1927, с. 117-24; Корев С., Олимпиада искусств горских народов Северного Кавказа, "За пролетарскую музыку", 1932, No 2(36); Чечено-Ингушский фольклор, М., 1940; Речменский Н., Чечено-Ингушская АССР, в кн.: Музыкальная культура автономных республик РСФСР, М., 1957, с. 383-97; его же, Музыкальная культура Чечено-Ингушской АССР, М., 1965.

М. А. Якубов

реклама

вам может быть интересно

Татарская музыка Национальные культуры

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Львов Города
Ревю Музыкальные жанры
Светомузыка, цветомузыка Термины и понятия
Октоих Церковная музыка
Композитор Термины и понятия
Чешская музыка Национальные культуры
Музыкальная комедия Музыкальные жанры
Звукозапись Термины и понятия
Mezza voce, мецца воче Термины и понятия
Струнный оркестр Термины и понятия

Реклама

Категории словаря

национальные культуры

просмотры: 4099
добавлено: 12.01.2011



Спецпроект:
На родине бельканто
Смотреть
Спецпроект:
Мир музыки Чайковского
Смотреть