Зденек Халабала

Zdeněk Chalabala

Зденек Халабала

«Другом русской музыки» называли Халабалу его соотечественники. И действительно, где бы ни работал артист за долгие годы своей дирижерской деятельности, в центре его внимания всегда наряду с чешской и словацкой музыкой была и русская.

Халабала был прирожденным оперным дирижером. Он пришел в театр в 1924 году и впервые встал за пульт в небольшом городке Угрешски-Градиште. Выпускник Брненской консерватории, воспитанник Л. Яначека и Ф. Неймана, он очень быстро проявил свои способности, дирижируя как в театре, так и в концертах основанной при его участии Словацкой филармонии. С 1925 года он начал работать в Брненском народном театре, главным дирижером которого стал впоследствии.

К этому времени определился не только творческий почерк дирижера, но и направление его деятельности: он ставит в Брно оперы Дворжака и Фибиха, энергично пропагандирует творчество Л. Яначека, обращается к музыке современных композиторов — Новака, Фёрстера, Э. Шульгофа, Б. Мартину, к русской классике («Снегурочка», «Князь Игорь», «Борис Годунов», «Хованщина», «Царская невеста», «Китеж»). Большую роль сыграла в его судьбе встреча с Шаляпиным, которого дирижер называет одним из своих «настоящих учителей»: в 1931 году русский певец гастролировал в Брно, исполняя партию Бориса.

В последующее десятилетие, работая совместно с В. Талихом в Пражском Национальном театре, Халабала руководствуется теми же принципами. Наряду с чешской и русской классикой им были поставлены оперы Б. Вомачки, М. Крейчи, И. Зелинки, Ф. Шкроупа.

Расцвет деятельности Халабалы наступил в послевоенный период. Он был главным дирижером крупнейших театров Чехословакии — в Остраве (1945—1947), Брно (1949—1952), Братиславе (1952—1953) и, наконец, с 1953 года до конца жизни возглавлял Национальный театр в Праге. Блестящие постановки отечественной и русской классики, таких современных опер, как «Святоплук» Сухоня и «Повесть о настоящем человеке» Прокофьева, принесли Халабале заслуженное признание.

Дирижер неоднократно выступал за рубежом — в Югославии, Польше, ГДР, Италии. В 1Э55 году с Пражским Национальным театром он впервые побывал в СССР, дирижируя «Проданной невестой» Сметаны и «Русалкой» Дворжака. А спустя два года гастролировал в московском Большом театре, где участвовал в постановке «Бориса Годунова», «Укрощения строптивой» Шебалина, «Её падчерицы» Яначека и в Ленинграде —«Русалки» Дворжака. Спектакли, шедшие под его управлением, московская печать назвала «значительным событием в музыкальной жизни»; критики высоко оценили работу «поистине тонкого и чуткого художника», который «покорил слушателей убедительностью интерпретации».

Лучшие черты таланта Халабалы — глубина и тонкость, широкий размах, масштабность концепций — нашли свое отражение и в оставленных им записях, среди которых оперы «Водоворот» Сухоня, «Шарка» Фибиха, «Черт и Кача» Дворжака и другие, а также сделанная в СССР запись оперы В. Шебалина «Укрощение строптивой».

Л. Григорьев, Я. Платек

реклама

вам может быть интересно

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Реклама

Дата рождения

18.04.1899

Дата смерти

04.03.1962

Профессия

дирижёр

Страна

Чехия

просмотры: 3814
добавлено: 15.04.2011



Спецпроект:
В гостях у Belcanto.ru
Смотреть
Спецпроект:
На родине бельканто
Смотреть