Вахтанг Михайлович Чабукиани

Vakhtang Chabukiani

Вахтанг Чабукиани
Вахтанг Чабукиани - Альберт (балет "Жизель" А. Адана). Вахтанг Чабукиани - концертный номер "Эльф". Вахтанг Чабукиани - Фрондосо, Майя Плисецкая - Лауренсия (балет "Лауренсия" А. Крейна), Большой театр, 50-е. Вахтанг Чабукиани - Солор (балет "Баядерка" Л. Минкуса).

Он был одновременно и величайшим классическим танцовщиком, наследник всех традиций петербургской школы, и воплощением богатейшего танцевального фольклора его родной Грузии.

Вахтанг Чабукиани родился 27 февраля (12 марта) 1910 года. Он был младшим, восьмым ребенком в бедной семье тбилисского рабочего Чабукиани. Сначала мальчика отдали учиться в трудовую школу, находящуюся за городом, но потом пришлось его оттуда забрать, так как у ребенка не было теплой одежды. Жизнь семьи была тяжелой, и в девятилетнем возрасте Вахтанг вместе с сестрами Еленой и Тамарой поступил учеником в ремесленную мастерскую Марии Шевалье. Там детей учили плести корзины и мастерить ящики, делать фигурки из дерева и из папье-маше.

Однажды руководительница танцевальной студии Мария Перрини заказала в мастерской корзинки и игрушки. Вахтанг принес их в студию, увидел танцующих детей – и «заболел» балетом. Ему удалось поступить в студию, и в тринадцать лет он начал осваивать азы хореографии. У него не было возможности оставить мастерскую, и он продолжал работать, учиться в школе и заниматься в балетной студии. Занятия в студии Перрини продолжались немногим более года, и Вахтанг сделал немалые успехи, усвоив технические приемы танца. Ему повезло с педагогом – в студии Перрини начали свой творческий путь многие известные грузинские танцовщики.

Впервые Чабукиани вышел на сцену в детской партии в Тбилисском театре. Он исполнял с радостью любую роль, которую ему предлагали, и однажды, когда не было подходящей партии для мальчика, появился на сцене в костюме девочки. Он участвовал и в ученических спектаклях, исполняя роль паяца в балете «Фея кукол», танцевал в студийной постановке «Половецких плясок».

Через два года он поступил стажером в Тбилисский театр оперы и балета, несмотря на возражения родных, которые считали профессиональные занятия танцем несерьезными. Огромное влияние оказало на юного артиста выступление признанных мастеров балета – Елены Люком и Бориса Шаврова, приехавших на гастроли из Ленинграда. Он понял, что настоящее образование может получить только в Ленинграде. И приехал туда осенью 1926 года.

В хореографическое училище Чабукиани не приняли – ему было уже семнадцать лет. Он поступил на вечерние курсы при училище, днем выступал в киносеансах. Через два года его перевели на дневное отделение. Педагоги оценили и его трудолюбие, и его способности. Он обладал безупречной «балетной» фактурой – стройным и крепким телом с удлиненными пропорциями, мягкими, пластичными руками и необыкновенными способностями к пируэту. Про него говорили, что он родился «с большим пируэтом в крови». Однако длинные ноги с умеренно развитыми мышцами не предполагали в этом танцовщике хорошо развитой способности к высокому и сильному прыжку. Именно над этим ему приходилось напряженно работать.

За три года Чабукиани полностью прошел всю девятилетнюю программу, включавшую в себя и общее, и специальное образование. Он начал выступать в балетных спектаклях, исполняя ответственные партии в «Эсмеральде», «Временах года». Пробовал он свои силы и в качестве хореографа, ставя для учеников отрывки из балетов. В 1929 году Вахтанг Чабукиани окончил училище, с блеском исполнив на выпускном экзамене основную партию в хореографическом этюде «Свержение рабства», постановщиком которого был он сам. В нем в полной мере проявилась страсть Чабукиани к героическому характеру мужского танца, его самостоятельной значимости, в противовес той сложившейся исполнительской манере, которая отводила танцовщику лишь роль партнера балерины. Страсть, огонь, героика – вот истинная стихия Вахтанга Чабукиани.

После окончания училища Чабукиани вошел в состав балетной труппы театра имени Кирова и сразу же стал исполнять серьезные партии.

Его дебют на сцене этого театра состоялся в балете «Щелкунчик», второй партией была зимняя птица в балете «Снегурочка». 16 марта 1930 года Чабукиани танцевал партию Зигфрида в «Лебедином озере». Исполнительница роли Одетты Галина Уланова писала: «Такой партнер, как Сергеев, придавал Одетте лиризма, а Чабукиани – энергии и темперамента». В пер – вом своем сезоне Чабукиани исполнил шесть значительных партий.

19 ноября 1930 года считается особой датой в жизни Вахтанга Чабукиани. В этот день двадцатилетний танцор получил партию Базиля в «Дон Кихоте». Первый же выход танцора поразил Ленинград. После этого балета начались триумфальные гастроли как в стране, так и за рубежом.

К 1933 году в репертуаре Вахтанга Чабукиани было уже около двадцати балетных партий, в том числе и ведущих. Его постоянной партнершей стала молодая талантливая балерина Татьяна Вечеслова. В ноябре 1933 года этот дуэт отправился в гастрольную поездку в США. Это были первые послереволюционные гастроли в Америке. После первого же их выступления в Карнеги-холле, одном из самых крупных концертных залов США, в американских газетах появились заголовки: «Вечеслова и Чабукиани штурмом взяли Нью-Йорк!» Дуэт дал в Америке свыше тридцати концертов, посетив практически все крупнейшие города США.

В репертуаре Кировского театра не было в то время ни одной героической партии, которую не исполнял бы Вахтанг Чабукиани. Вскоре он блестяще проявил себя и как хореограф, поставив в 1937 году балет «Сердце гор» на музыку композитора А. Баланчивадзе. Вот где пригодились не забытые им за годы учебы и работы в Ленинграде национальные грузинские традиции.

Еще репетируя «Сердце гор», Чабукиани думал о следующей постановке. Он хотел создать балет о революционной Испании – испанская война была тогда в центре общего внимания. Но в итоге выбрал в качестве материала старинную пьесу испанского драматурга Лопе де Вега «Фуэнте овехуна» («Овечий источник»). Балет получил название «Лауренсия», премьера состоялась 22 марта 1939 года на сцене Ленинградского театра оперы и балета. Сам Чабукиани стал первым исполнителем партии Фрондосо.

Он стремился к расширению своего репертуара, к ролям, наиболее соответствующим мужественной героике его сценического дарования. В своих поисках он обращался и к старому классическому репертуару. Такой партией стала для него роль военачальника Солора в возобновленном в феврале 1941 года балете «Баядерка». Ранее партия была пантомимной. В новой постановке она стала танцевальной. Из томного восточного героя-любовника Солор превратился в сильного и мужественного влюбленного воина. Редакция «Баядерки» в постановке Вахтанга Чабукиани стала канонической, фрагменты балета именно в таком варианте входят в обязательную программу многих балетных конкурсов.

А с балетом «Тарас Бульба» случилось недоразумение. Постановщик, Федор Лопухов, поручил Чабукиани партию Андрия, решенную средствами классической хореографии. Мастерство и темперамент Чабукиани сделали эту роль самой яркой в спектакле – акценты сместились, исполнители партий Тараса и Остапа просто не смогли «дотянуться» до Чабукиани.

15 марта 1941 года Вахтангу Чабукиани за величайшие заслуги в области балета присвоили Сталинскую премию первой степени. А потом началась война…

Он не уехал в эвакуацию вместе с труппой Кировского театра, а перешел на работу в Тбилисский театр оперы и балета, заняв там должность главного балетмейстера, став одновременно и ведущим танцовщиком. Исполнительский состав Тбилисской балетной труппы был к тому времени довольно слабым, и Вахтангу Чабукиани пришлось стать и балетным педагогом.

За 1942 год им были поставлены «Жизель», «Шопениана», «Вальпургиева ночь», а затем – «Дон Кихот», «Эсмеральда», «Лебединое озеро», «Лауренсия», «Сказание о Тариэле» по мотивам эпоса Шота Руставели, «Синатле» и «Горда», восходящие к героическим мотивам грузинского фольклора. 10 ноября 1950 года Вахтангу Чабукиани присвоили звание народного артиста СССР и вручили орден Ленина.

Он остался в Тбилиси и именно там в 1957 году поставил один из лучших своих балетов – «Отелло». Он сам сочинил либретто, сам исполнил партию Отелло, и это стало настоящим триумфом. Задача была нелегкая – как можно полнее и глубже показать внутреннюю, психологическую драму человека, в отличие от своих прежних работ, в которых преобладала тема героической борьбы. Чабукиани избрал не свойственные ему ранее хореографические приемы, еще раз блестяще воплотив свою мысль о том, что именно содержание балетного спектакля должно определять формы его выражения. В «Отелло» танец используется в меньшей степени, чем в предыдущих балетах Вахтанга Чабукиани, уступая временами пластике жеста и позы.

Балет «Отелло» в 1960 году был перенесен на сцену Кировского театра.

Вахтанг Чабукиани возглавлял балетную труппу театра имени Палиашвили с 1941 по 1973 год. Он ставил танцы в операх, концертные номера, одноактные балеты – «Болеро», «Аппассионата» и другие. В 1961 году был создан балет «Демон». В 1971 году Чабукиани поставил балет «Гамлет». С 1951 по 1973 год он был руководителем Тбилисского хореографического училища, преподавал там классический танец.

Вахтанг Чабукиани скончался 6 апреля 1992 года.

Д. Трускиновская


Народный артист СССР (1950), лауреат Сталинских (1941, 1948, 1951) и Ленинской премий (1958). Первоначальное хореографическое образование получил в Тбилисской студии М. Перини. В 1925-26 артист Театра им. Палиашвили. В 1928 окончил вечерние курсы ЛХУ (педагог В. Семенов), в 1929 — ЛХУ (ученик В. Пономарева, Л. Леонтьева, А. Монахова). Солист Театра им. Кирова в 1929-41. В 1934 с Т. Вечесловой гастролировал в Латвии, Эстонии, Италии, США.

Первый исполнитель партий: Марльбер («Пламя Парижа»), Актеон; Премьер («Утраченные иллюзии»), Керим («Партизанские дни»), Джарджи («Сердце гор»), Фрондосо; Андрий («Тарас Бульба», балетм. Ф. Лопухов); др. партии: Голубая птица; Юноша («Шопениана»), Арлекин («Карнавал»), Базиль; Принц («Лебединое озеро»), Альберт, Вацлав; Жером («Пламя Парижа»), Владимир («Катерина»), Коломан («Раймонда», балетм. В. Вайнонен), Солор; Гений вод («Конек-Горбунок»), Акробат, Феникс («Красный мак»), Купец, Раб («Корсар»), Зимняя птица («Ледяная дева»), Спортсмен («Золотой век»), танец «поло» (опера «Кармен»).

«Он был рожден и создан для танца. Ни в одном спектакле он не был вне танца: то, как стальная пружина, набирал вращение, то замедлял его, повинуясь внутреннему приказу. Он не обладал от природы большим прыжком, но его полет сравнивали с полетом орла. С прыжка никогда не падал на сцену, а опускался для того, чтобы взлететь вновь» (Т. Вечеслова).

Первые балетмейстерские опыты Чабукиани — постановки отдельных номеров — относятся к годам учения. Первый самостоятельный балет «Сердце гор» (начальный вариант под названием «Мзечабуки», т. е. «Юноша- солнце») создавался в Тбилиси в 1937, поставлен в Театре им. Кирова в 1938. В 1939 Чабукиани создал «Лауренсию» — балет, оставшийся в репертуаре театра на долгие годы. До 1941 поставил танцы в операх «Кармен», «Фауст» и возобновил (с В. Пономаревым) балет «Баядерка».

«Чабукиани и танцует и ставит одинаково — с упоением. В ногах — огонь, на губах — улыбка, непринужденность, во взгляде — гордая уверенность. Он человек таланта дерзкого и неугомонного» (В. Потапов).

В 1941-73 Чабукиани — солист, педагог, балетмейстер, художественный руководитель балета Театра им. Палиашвили. В 1950-73 ведущий педагог и дирижер Тбилисского ХУ. Среди его воспитанников — В. Цигнадзе, Э. Кикалейшвили, И. Алексидзе, Б. Монавардисашвили, Т. Сападзе, 3. Чабукиани и др. В 1965-70 руководитель балетмейстерского отделения Тбилисского театрального института им. Ш. Руставели.

Свое умение соединить танцевальный фольклор с классическим танцем Чабукиани продемонстрировал постановками балетов «Синатле» Г. Киладзе (1947), «Горда» (1949), «За мир!» (1953) Д. Торадзе, «Отелло» (1957, в 1960 перенес спектакль в Театр им. Кирова); «Демон» С. Цинцадзе (1961), «Болеро» (1962) и др.

Во всех своих балетах он исполнял ведущие мужские партии. Снимался в к/ф «Мастера грузинского балета», «Щит Джургая», «Мастера русского балета», «Путь в большой балет», «Отелло» (в последнем — сопостановщик).

Сочинения: Драматический образ в балете.— Рабочий и театр, 1937, № И; Мой опыт — аргумент в дискуссии.— Сов. балет, 1986, № 5.

Литература: Красовская В. В. Чабукиани.— М., 1956; 2-е изд., М., 1960; Кригер В. Вахтанг Чабукиани.— М., 1960; Буртикашвили А. Чародей танца.— Тб., 1960; Гугушвили Э. Театральные портреты.— Тб., 1961; Михайлов М. Жизнь в балете.— Л.; М., 1966; Чернова Н. От Гельцер до Улановой.— М., 1979; Вечеслова Т. Вместе с Чабукиани.— Театр, 1963, № 10; Илупина А. Вахтанг Чабукиани.— Муз. жизнь, 1971, № 1; Прохорова В. Неистовый Вахтанг.— Театральная жизнь, 1980, № 12; Думбадзе Э. Все, что дает ощущение полета.— Сов. культура, 1985, 28 марта; Уральская В. В подарок — спектакль.— Сов. балет, 1985, № 5; Ступников И. Рожден для танца.— Театральная жизнь, 1985, № 18.

А. Деген, И. Ступников

реклама

вам может быть интересно

Публикации

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Реклама

Дата рождения

12.03.1910

Дата смерти

06.04.1992

Профессия

танцовщик, балетмейстер, педагог

Страна

СССР

просмотры: 8640
добавлено: 30.03.2011



Спецпроект:
На родине бельканто
Смотреть
Спецпроект:
В гостях у Belcanto.ru
Смотреть