Вахтанг Михайлович Чабукиани

Vakhtang Chabukiani

Вахтанг Чабукиани
Вахтанг Чабукиани - Альберт (балет "Жизель" А. Адана). Вахтанг Чабукиани - концертный номер "Эльф". Вахтанг Чабукиани - Фрондосо, Майя Плисецкая - Лауренсия (балет "Лауренсия" А. Крейна), Большой театр, 50-е. Вахтанг Чабукиани - Солор (балет "Баядерка" Л. Минкуса).

Он был одновременно и величайшим классическим танцовщиком, наследник всех традиций петербургской школы, и воплощением богатейшего танцевального фольклора его родной Грузии.

Вахтанг Чабукиани родился 27 февраля (12 марта) 1910 года. Он был младшим, восьмым ребенком в бедной семье тбилисского рабочего Чабукиани. Сначала мальчика отдали учиться в трудовую школу, находящуюся за городом, но потом пришлось его оттуда забрать, так как у ребенка не было теплой одежды. Жизнь семьи была тяжелой, и в девятилетнем возрасте Вахтанг вместе с сестрами Еленой и Тамарой поступил учеником в ремесленную мастерскую Марии Шевалье. Там детей учили плести корзины и мастерить ящики, делать фигурки из дерева и из папье-маше.

Однажды руководительница танцевальной студии Мария Перрини заказала в мастерской корзинки и игрушки. Вахтанг принес их в студию, увидел танцующих детей – и «заболел» балетом. Ему удалось поступить в студию, и в тринадцать лет он начал осваивать азы хореографии. У него не было возможности оставить мастерскую, и он продолжал работать, учиться в школе и заниматься в балетной студии. Занятия в студии Перрини продолжались немногим более года, и Вахтанг сделал немалые успехи, усвоив технические приемы танца. Ему повезло с педагогом – в студии Перрини начали свой творческий путь многие известные грузинские танцовщики.

Впервые Чабукиани вышел на сцену в детской партии в Тбилисском театре. Он исполнял с радостью любую роль, которую ему предлагали, и однажды, когда не было подходящей партии для мальчика, появился на сцене в костюме девочки. Он участвовал и в ученических спектаклях, исполняя роль паяца в балете «Фея кукол», танцевал в студийной постановке «Половецких плясок».

Через два года он поступил стажером в Тбилисский театр оперы и балета, несмотря на возражения родных, которые считали профессиональные занятия танцем несерьезными. Огромное влияние оказало на юного артиста выступление признанных мастеров балета – Елены Люком и Бориса Шаврова, приехавших на гастроли из Ленинграда. Он понял, что настоящее образование может получить только в Ленинграде. И приехал туда осенью 1926 года.

В хореографическое училище Чабукиани не приняли – ему было уже семнадцать лет. Он поступил на вечерние курсы при училище, днем выступал в киносеансах. Через два года его перевели на дневное отделение. Педагоги оценили и его трудолюбие, и его способности. Он обладал безупречной «балетной» фактурой – стройным и крепким телом с удлиненными пропорциями, мягкими, пластичными руками и необыкновенными способностями к пируэту. Про него говорили, что он родился «с большим пируэтом в крови». Однако длинные ноги с умеренно развитыми мышцами не предполагали в этом танцовщике хорошо развитой способности к высокому и сильному прыжку. Именно над этим ему приходилось напряженно работать.

За три года Чабукиани полностью прошел всю девятилетнюю программу, включавшую в себя и общее, и специальное образование. Он начал выступать в балетных спектаклях, исполняя ответственные партии в «Эсмеральде», «Временах года». Пробовал он свои силы и в качестве хореографа, ставя для учеников отрывки из балетов. В 1929 году Вахтанг Чабукиани окончил училище, с блеском исполнив на выпускном экзамене основную партию в хореографическом этюде «Свержение рабства», постановщиком которого был он сам. В нем в полной мере проявилась страсть Чабукиани к героическому характеру мужского танца, его самостоятельной значимости, в противовес той сложившейся исполнительской манере, которая отводила танцовщику лишь роль партнера балерины. Страсть, огонь, героика – вот истинная стихия Вахтанга Чабукиани.

После окончания училища Чабукиани вошел в состав балетной труппы театра имени Кирова и сразу же стал исполнять серьезные партии.

Его дебют на сцене этого театра состоялся в балете «Щелкунчик», второй партией была зимняя птица в балете «Снегурочка». 16 марта 1930 года Чабукиани танцевал партию Зигфрида в «Лебедином озере». Исполнительница роли Одетты Галина Уланова писала: «Такой партнер, как Сергеев, придавал Одетте лиризма, а Чабукиани – энергии и темперамента». В пер – вом своем сезоне Чабукиани исполнил шесть значительных партий.

19 ноября 1930 года считается особой датой в жизни Вахтанга Чабукиани. В этот день двадцатилетний танцор получил партию Базиля в «Дон Кихоте». Первый же выход танцора поразил Ленинград. После этого балета начались триумфальные гастроли как в стране, так и за рубежом.

К 1933 году в репертуаре Вахтанга Чабукиани было уже около двадцати балетных партий, в том числе и ведущих. Его постоянной партнершей стала молодая талантливая балерина Татьяна Вечеслова. В ноябре 1933 года этот дуэт отправился в гастрольную поездку в США. Это были первые послереволюционные гастроли в Америке. После первого же их выступления в Карнеги-холле, одном из самых крупных концертных залов США, в американских газетах появились заголовки: «Вечеслова и Чабукиани штурмом взяли Нью-Йорк!» Дуэт дал в Америке свыше тридцати концертов, посетив практически все крупнейшие города США.

В репертуаре Кировского театра не было в то время ни одной героической партии, которую не исполнял бы Вахтанг Чабукиани. Вскоре он блестяще проявил себя и как хореограф, поставив в 1937 году балет «Сердце гор» на музыку композитора А. Баланчивадзе. Вот где пригодились не забытые им за годы учебы и работы в Ленинграде национальные грузинские традиции.

Еще репетируя «Сердце гор», Чабукиани думал о следующей постановке. Он хотел создать балет о революционной Испании – испанская война была тогда в центре общего внимания. Но в итоге выбрал в качестве материала старинную пьесу испанского драматурга Лопе де Вега «Фуэнте овехуна» («Овечий источник»). Балет получил название «Лауренсия», премьера состоялась 22 марта 1939 года на сцене Ленинградского театра оперы и балета. Сам Чабукиани стал первым исполнителем партии Фрондосо.

Он стремился к расширению своего репертуара, к ролям, наиболее соответствующим мужественной героике его сценического дарования. В своих поисках он обращался и к старому классическому репертуару. Такой партией стала для него роль военачальника Солора в возобновленном в феврале 1941 года балете «Баядерка». Ранее партия была пантомимной. В новой постановке она стала танцевальной. Из томного восточного героя-любовника Солор превратился в сильного и мужественного влюбленного воина. Редакция «Баядерки» в постановке Вахтанга Чабукиани стала канонической, фрагменты балета именно в таком варианте входят в обязательную программу многих балетных конкурсов.

А с балетом «Тарас Бульба» случилось недоразумение. Постановщик, Федор Лопухов, поручил Чабукиани партию Андрия, решенную средствами классической хореографии. Мастерство и темперамент Чабукиани сделали эту роль самой яркой в спектакле – акценты сместились, исполнители партий Тараса и Остапа просто не смогли «дотянуться» до Чабукиани.

15 марта 1941 года Вахтангу Чабукиани за величайшие заслуги в области балета присвоили Сталинскую премию первой степени. А потом началась война…

Он не уехал в эвакуацию вместе с труппой Кировского театра, а перешел на работу в Тбилисский театр оперы и балета, заняв там должность главного балетмейстера, став одновременно и ведущим танцовщиком. Исполнительский состав Тбилисской балетной труппы был к тому времени довольно слабым, и Вахтангу Чабукиани пришлось стать и балетным педагогом.

За 1942 год им были поставлены «Жизель», «Шопениана», «Вальпургиева ночь», а затем – «Дон Кихот», «Эсмеральда», «Лебединое озеро», «Лауренсия», «Сказание о Тариэле» по мотивам эпоса Шота Руставели, «Синатле» и «Горда», восходящие к героическим мотивам грузинского фольклора. 10 ноября 1950 года Вахтангу Чабукиани присвоили звание народного артиста СССР и вручили орден Ленина.

Он остался в Тбилиси и именно там в 1957 году поставил один из лучших своих балетов – «Отелло». Он сам сочинил либретто, сам исполнил партию Отелло, и это стало настоящим триумфом. Задача была нелегкая – как можно полнее и глубже показать внутреннюю, психологическую драму человека, в отличие от своих прежних работ, в которых преобладала тема героической борьбы. Чабукиани избрал не свойственные ему ранее хореографические приемы, еще раз блестяще воплотив свою мысль о том, что именно содержание балетного спектакля должно определять формы его выражения. В «Отелло» танец используется в меньшей степени, чем в предыдущих балетах Вахтанга Чабукиани, уступая временами пластике жеста и позы.

Балет «Отелло» в 1960 году был перенесен на сцену Кировского театра.

Вахтанг Чабукиани возглавлял балетную труппу театра имени Палиашвили с 1941 по 1973 год. Он ставил танцы в операх, концертные номера, одноактные балеты – «Болеро», «Аппассионата» и другие. В 1961 году был создан балет «Демон». В 1971 году Чабукиани поставил балет «Гамлет». С 1951 по 1973 год он был руководителем Тбилисского хореографического училища, преподавал там классический танец.

Вахтанг Чабукиани скончался 6 апреля 1992 года.

Д. Трускиновская


Народный артист СССР (1950), лауреат Сталинских (1941, 1948, 1951) и Ленинской премий (1958). Первоначальное хореографическое образование получил в Тбилисской студии М. Перини. В 1925-26 артист Театра им. Палиашвили. В 1928 окончил вечерние курсы ЛХУ (педагог В. Семенов), в 1929 — ЛХУ (ученик В. Пономарева, Л. Леонтьева, А. Монахова). Солист Театра им. Кирова в 1929-41. В 1934 с Т. Вечесловой гастролировал в Латвии, Эстонии, Италии, США.

Первый исполнитель партий: Марльбер («Пламя Парижа»), Актеон; Премьер («Утраченные иллюзии»), Керим («Партизанские дни»), Джарджи («Сердце гор»), Фрондосо; Андрий («Тарас Бульба», балетм. Ф. Лопухов); др. партии: Голубая птица; Юноша («Шопениана»), Арлекин («Карнавал»), Базиль; Принц («Лебединое озеро»), Альберт, Вацлав; Жером («Пламя Парижа»), Владимир («Катерина»), Коломан («Раймонда», балетм. В. Вайнонен), Солор; Гений вод («Конек-Горбунок»), Акробат, Феникс («Красный мак»), Купец, Раб («Корсар»), Зимняя птица («Ледяная дева»), Спортсмен («Золотой век»), танец «поло» (опера «Кармен»).

«Он был рожден и создан для танца. Ни в одном спектакле он не был вне танца: то, как стальная пружина, набирал вращение, то замедлял его, повинуясь внутреннему приказу. Он не обладал от природы большим прыжком, но его полет сравнивали с полетом орла. С прыжка никогда не падал на сцену, а опускался для того, чтобы взлететь вновь» (Т. Вечеслова).

Первые балетмейстерские опыты Чабукиани — постановки отдельных номеров — относятся к годам учения. Первый самостоятельный балет «Сердце гор» (начальный вариант под названием «Мзечабуки», т. е. «Юноша- солнце») создавался в Тбилиси в 1937, поставлен в Театре им. Кирова в 1938. В 1939 Чабукиани создал «Лауренсию» — балет, оставшийся в репертуаре театра на долгие годы. До 1941 поставил танцы в операх «Кармен», «Фауст» и возобновил (с В. Пономаревым) балет «Баядерка».

«Чабукиани и танцует и ставит одинаково — с упоением. В ногах — огонь, на губах — улыбка, непринужденность, во взгляде — гордая уверенность. Он человек таланта дерзкого и неугомонного» (В. Потапов).

В 1941-73 Чабукиани — солист, педагог, балетмейстер, художественный руководитель балета Театра им. Палиашвили. В 1950-73 ведущий педагог и дирижер Тбилисского ХУ. Среди его воспитанников — В. Цигнадзе, Э. Кикалейшвили, И. Алексидзе, Б. Монавардисашвили, Т. Сападзе, 3. Чабукиани и др. В 1965-70 руководитель балетмейстерского отделения Тбилисского театрального института им. Ш. Руставели.

Свое умение соединить танцевальный фольклор с классическим танцем Чабукиани продемонстрировал постановками балетов «Синатле» Г. Киладзе (1947), «Горда» (1949), «За мир!» (1953) Д. Торадзе, «Отелло» (1957, в 1960 перенес спектакль в Театр им. Кирова); «Демон» С. Цинцадзе (1961), «Болеро» (1962) и др.

Во всех своих балетах он исполнял ведущие мужские партии. Снимался в к/ф «Мастера грузинского балета», «Щит Джургая», «Мастера русского балета», «Путь в большой балет», «Отелло» (в последнем — сопостановщик).

Сочинения: Драматический образ в балете.— Рабочий и театр, 1937, № И; Мой опыт — аргумент в дискуссии.— Сов. балет, 1986, № 5.

Литература: Красовская В. В. Чабукиани.— М., 1956; 2-е изд., М., 1960; Кригер В. Вахтанг Чабукиани.— М., 1960; Буртикашвили А. Чародей танца.— Тб., 1960; Гугушвили Э. Театральные портреты.— Тб., 1961; Михайлов М. Жизнь в балете.— Л.; М., 1966; Чернова Н. От Гельцер до Улановой.— М., 1979; Вечеслова Т. Вместе с Чабукиани.— Театр, 1963, № 10; Илупина А. Вахтанг Чабукиани.— Муз. жизнь, 1971, № 1; Прохорова В. Неистовый Вахтанг.— Театральная жизнь, 1980, № 12; Думбадзе Э. Все, что дает ощущение полета.— Сов. культура, 1985, 28 марта; Уральская В. В подарок — спектакль.— Сов. балет, 1985, № 5; Ступников И. Рожден для танца.— Театральная жизнь, 1985, № 18.

А. Деген, И. Ступников

реклама

вам может быть интересно

Эрнест Шоссон Композиторы

Публикации

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Реклама



Дата рождения

12.03.1910

Дата смерти

06.04.1992

Профессия

танцовщик, балетмейстер, педагог

Страна

СССР

просмотры: 11095
добавлено: 30.03.2011



Спецпроект:
В гостях у Belcanto.ru
Смотреть
Спецпроект:
На родине бельканто
Смотреть