Хайнц Бонгарц

Heinz Bongartz

Хайнц Бонгарц / Heinz Bongartz

Немецкое исполнительское искусство выдвинуло в начале XX столетия целую плеяду замечательных дирижеров. К этому «поколению талантов» принадлежит и Хейнц Бонгарц — один из крупнейших дирижеров Германской Демократической Республики. Так же как и другие большие мастера, он стал глашатаем основных принципов немецкой дирижерской школы, на знамени которой было начертано требование высокой художественной правды, выразительности и совершенного мастерства.

Эти принципы Бонгарц усвоил еще в годы обучения в Крефельдской консерватории под руководством З.Нея, О. Нейцеля, Ф. Штейнбаха (1908—1914). Вскоре после первой мировой войны началась его активная концертная деятельность — сперва как хормейстера, затем как оперного дирижера в Менхенгладбахе (1923) и как дирижера Берлинского симфонического оркестра (1924—1926). После этого Бонгарц работал с крупными оркестрами в Мейнингене, Дармштадте, Готе, Касселе, Саарбрюккене и других культурных центрах Германии, гастролировал за ее рубежами. В этот период завершается формирование индивидуальности Бонгарца, расширяется его репертуар.

Расцвет исполнительского дарования дирижера наступает в послевоенные годы, когда он в течение шестнадцати лет (1947—1963) возглавлял Дрезденский филармонический оркестр. Под руководством маститого музыканта один из старейших коллективов страны достиг исключительно высокого художественного уровня. Один из авторитетных критиков констатирует, что «всеми достижениями Дрезденский оркестр обязан именно своему руководителю». Вместе с Дрезденским оркестром, а также самостоятельно он совершил успешные гастрольные турне по Франции, Румынии, Италии, Польше и другим странам, неоднократно выступал и в СССР. «Достоинство Бонгарца в точном, строгом и вместе с тем эмоционально правдивом раскрытии замысла композитора, — писал журнал «Советская музыка».— Главное для него не яркость деталей, а последовательное развитие идеи и общая логика сочинения».

Высшие достижения дирижера связаны с исполнением монументальных произведений немецкой классики — симфоний Бетховена, Шуберта, Шумана, Брамса, Брукнера. Интерпретация им Пятой симфонии Бетховена, Второй Брамса, «Неоконченной» Шуберта надолго запомнится нашим слушателям своей классической стройностью и благородством.

Сказанное не означает, конечно, что Бонгарц односторонен в своих творческих симпатиях. Дирижер известен и как активный и неустанный пропагандист творчества современных авторов, немецких и зарубежных. Несколько лет назад он провел в ГДР интереснейший цикл концертов «Музыка XX века», а совсем недавно — цикл «Русская и советская музыка». Оставив в 1953 году свой пост в Дрездене, дирижер продолжает часто выступать в концертах и гастролировать. Авторитет музыканта подкрепляется и тем, что сам он — интересный и своеобразный композитор. Среди его сочинений несколько оркестровых сюит, вокальный цикл «Японская весна» для голоса с оркестром, струнный квартет. Его блестящие «Вариация и фуга на тему Моцарта» с успехом исполнялись в Советском Союзе.

Л. Григорьев, Я. Платек, 1969

реклама

вам может быть интересно

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Реклама

Дата рождения

31.07.1894

Дата смерти

02.05.1978

Профессия

дирижёр

Страна

Германия

просмотры: 2208
добавлено: 28.03.2011



Спецпроект:
В гостях у Belcanto.ru
Смотреть
Спецпроект:
На родине бельканто
Смотреть