Виллем Менгельберг

Менгельберг, Виллем

Виллем Менгельберг

Голландский дирижёр немецкого происхождения. Виллема Менгельберга можно назвать основоположником нидерландской школы дирижирования, как, впрочем, и оркестрового исполнительства. Ровно полвека имя его было тесно связано с амстердамским оркестром «Консертгебау» — коллективом, во главе которого он стоял с 1895 по 1945 год. Именно Менгельберг превратил этот коллектив (основанный в 1888 году) в один из лучших оркестров мира.

Менгельберг пришел в оркестр «Консертгебау», уже имея некоторый опыт дирижерской деятельности. Окончив Кёльнскую консерваторию по классам фортепиано и дирижирования, он начал свой путь музыкальным директором в Люцерне (1891 — 1894). За годы пребывания там он обратил на себя внимание исполнением нескольких небольших ораторий, которые редко включаются в программу даже маститыми дирижерами. Смелость и талант молодого дирижера были вознаграждены: он получил весьма почетное предложение занять пост руководителя оркестра «Консертгебау». Ему было в то время всего двадцать четыре года.

С самых первых шагов стал расцветать талант артиста. Успех оркестра из года в год становился все прочнее. Кроме того, Менгельберг стал совершать и самостоятельные гастрольные поездки, диапазон которых становился все шире и вскоре охватил практически весь мир. Уже в 1905 году он впервые дирижировал в Америке, где позже — с 1921 по 1930 год — ежегодно гастролировал с огромным успехом, выступая с Национальным филармоническим оркестром в Нью-Йорке по нескольку месяцев подряд. В 1910 году он впервые появился за пультом театра «Ла Скала», заменив Артуро Тосканини. В те же годы он выступал в Риме, Берлине, Вене, Петербурге, Москве... С 1907 по 1920 год был также постоянным дирижером «Музейных концертов» во Франкфурте и вдобавок в различные годы руководил Королевским филармоническим оркестром в Лондоне.

С тех пор и до самой смерти Менгельберг по праву считался одним из лучших дирижеров своего времени. Высшие достижения артиста были связаны с интерпретацией творений композиторов конца XIX — начала XX века: Чайковского, Брамса, Рихарда Штрауса, который посвятил ему свою «Жизнь героя», и особенно Малера. Многочисленные записи, сделанные Менгельбергом еще в тридцатых годах, сохранили для нас искусство этого дирижера. При всем своем техническом несовершенстве они дают представление о том, какой огромной впечатляющей силой, неукротимым темпераментом, масштабностью и глубиной было неизменно отмечено его исполнение. Индивидуальность Менгельберга при всем ее своеобразии была лишена национальной ограниченности — музыка разных народов передавалась им с редкостной правдивостью, верным пониманием характера и духа. В этом можно убедиться, знакомясь, в частности, с выпущенной недавно фирмой «Филипс» серией пластинок под названием «Исторические записи В. Менгельберга». В нее вошли записи всех симфоний Бетховена, Первой симфонии и «Немецкого реквиема» Брамса, двух последних симфоний и музыки к «Розамунде» Шуберта, четырех симфоний Моцарта, симфонии Франка и «Дон Жуана» Штрауса. Эти записи свидетельствуют также, что лучшие черты, которыми славится ныне оркестр «Консертгебау»,— полнота и теплота звучания, сила духовых и экспрессия струнных — были выработаны также во времена Менгельберга.

Л. Григорьев, Я. Платек

реклама

вам может быть интересно

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Реклама

Дата рождения

1871

Дата смерти

1951

Профессия

дирижёр

Страна

Нидерланды

просмотры: 2960
добавлено: 04.03.2011



Спецпроект:
В гостях у Belcanto.ru
Смотреть
Спецпроект:
Мир музыки Чайковского
Смотреть