Фестиваль «Биргитта»

Birgitta Festival

Фестиваль «Биргитта»

«Биргитта» для Таллина то же самое, что «Звезды Белых ночей» для Петербурга — главный музыкальный фестиваль города, а то и страны. Правда, сами организаторы предпочитают сравнивать свое детище с финским оперным фестивалем в Савонлинне или даже итальянской «Арена ди Верона». В пользу последних сравнений — уникальная сценическая площадка «Биргитты», грандиозный театрально-концертный зал, «вмонтированный» в исторические развалины позднеготического монастыря святой Биргитты XV века.

Но для русской публики у «Биргитты» есть существенные конкурентные преимущества: близко, недорого и комфортно, как психологически (языковой барьер с годами только стирается), так и «физически» — фестиваль проходит фактически в самом городе, обладающем всеми прелестями европейской туристической столицы, хоть и в стороне от суеты мегаполиса. И — гламурно, что не может не радовать наших зрителей-слушателей: роскошные белые шатры, дорогие машины, модельные девушки, предлагающие продегустировать фирменный монастырский напиток, изысканное ресторанное меню (две перемены блюд перед спектаклем, кофе и десерт в антракте)…

Фестиваль «Биргитта» / Birgitta Festival

Да и время начала спектакля выбрано с установкой на максимальный эффект. В отличие от Вероны, где спектакли начинаются с заходом солнца, в Таллине даже движение небесного светила работает на художественный результат. Меняющиеся небесные краски — от яркого света дня до глубокой августовской ночи — в стрельчатых арках разрушенных окон сами по себе являются великолепной анимированной декорацией для любого представления.

Фестиваль длится десять дней в середине августа и ежевечерне собирает аншлаги. В его программе — оперы, балеты, музыкальные шоу с участием приглашенных звезд и выдающихся эстонских артистов. Одним словом, «Биргитта» — полноценный летний европейский фестиваль с насыщенной программой и привлекательным антуражем. Место, время, действие — все составляющие классического триединства работают на успех.

Фестиваль «Биргитта» / Birgitta Festival

Собственно, фестиваль еще совсем молодой — он возник в 2005 году, но амбиций ему не занимать. Репертуарная политика за все годы существования «Биргитты» не претерпела существенных изменений. В ней два основных ингредиента: главное блюдо — гастрольные спектакли ведущих театров, преимущественно московских, на сладкое — собственные фестивальные проекты самых разных жанров. Первое в немалой степени обусловлено политическими соображениями художественного руководителя фестиваля — известного эстонского дирижера Эри Класа, в 2006-2010 годах бывшего главным дирижером московской «Новой оперы». В 2007 году он привез московский театр на свою историческую родину — с не идущим ныне «Демоном» Рубинштейна и спектаклем смешанного жанра «Мария Каллас», а потом в 2010 — с «Лоэнгрином» Вагнера.

Однако самым любимым в Эстонии московским театром стала «Геликон-опера», а любимым режиссером, соответственно, Дмитрий Бертман. За восемь фестивальных лет эта труппа посетила Таллин четырежды. Роман «Биргитты» и «Геликона» начался в том же 2005-ом с «Диалогов кармелиток» Пуленка, оперы, по мнению руководства фестиваля, как нельзя лучше подходящей мрачным стенам разрушенного средневекового монастыря. На следующий год «Геликон» уже буквально оккупировал таллинскую сцену: две большие оперы в монастыре — моцартовское «Милосердие Тита», «Леди Макбет Мценского уезда» Шостаковича, прекрасные «Аполлон и Гиацинт» в таллинской Ратуше и концерт русской хоровой музыки в одной из главных церквей Старого города — Нигулисте. В 2009-ом здесь прозвучали «Фальстаф» Верди и открытие «Геликона» — «Сибирь» Умберто Джордано, а два года спустя — «Русалка» и «Кармен».

Фестиваль «Биргитта» / Birgitta Festival

Также неизменно в афишу «Биргитты» попадает и русский балет — местная публика его по-прежнему чтит, хоть и выбор гастролирующих трупп подчас вызывает вопросы. Но привозные постановки проигрывают в сравнении с фестивальной продукцией, при создании которой ее авторы призывают себе в помощь гения места. Конечно, самый созвучным древним развалинам жанр — религиозная мистерия, и, наверное, одна из самых ярких фестивальных премьер — сценическая версия оратории Онеггера «Жанна д’Арк на костре» (2007). Или еще одно вполне «монастырское» сочинение — «Кармина Бурана» Карла Орфа, дважды пережившее премьеру в стенах монастыря св. Биргитты (2005—2006 и 2012). Международную славу фестивалю принесла постановка танго-оперы Астора Пьяццоллы «Мария де Буэнос-Айрес», показанная также в Москве и Санкт-Петербурге (2006—2007).

Фестиваль «Биргитта» определенно претендует на роль главного культурного события середины августа в наших широтах. Его успеху способствует и то, что петербуржцы, да и москвичи, все чаще ездят в Таллин. По официальным данным за последние десять лет число российских туристов в Эстонии увеличилось в шесть раз. И все чаще на «Биргитте» слышна русская речь не только за сценой, но и в зрительном зале.

реклама

вам может быть интересно

Публикации

Ссылки по теме

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Реклама

Город

Таллин

Год основания

2005

Тип

фестивали, конкурсы, премии

Автор

Юлия Бройдо

просмотры: 3656
добавлено: 11.11.2012



Спецпроект:
В гостях у Belcanto.ru
Смотреть
Спецпроект:
На родине бельканто
Смотреть