Возрождение

Возрождение, Ренессанс (франц. Renaissance, итал. Rinascimento), эпоха перехода европейской культуры от средневековья к новому времени (сер. 15-16 вв., в Италии с 14 в.). Характеризуется высвобождением культуры из-под власти церкви, свободомыслием и раскрепощением личности. Образцом отражения реального мира в эпоху В. становится искусство античности. В то же время искусство В. опиралось на нар. творчество. Обе эти тенденции были существенны для балета, который в эпоху В. только начинал зарождаться. Элементы балета возникали в Италии в синтетич. зрелищах, сопровождавших празднества - шествия, маскарады и др. В Италии, позднее во Франции и др. странах, такие зрелища устраивались преим. при дворах. Они включали в себя традиц. бытовые танцы и исполнялись любителями, однако со временем организация таких представлений обрела проф. характер. Выдвигались постоянные устроители зрелищ festaiuoli (от festa - празднества). Они систематически включали в представления аллегорич. и мифологич. пантомимы, пасторали, интермедии и др. Танц. фрагменты носили, видимо, сюитный характер. Их усложнение вело к совершенствованию техники сценич. танца, который обособлялся от бытового, вбирая в себя самые разнообразные формы - от нар. плясок или танца жонглёров до обрядовых. Стал возникать т. н. "фигурный" (в первоначальном значении - выразительный) танец. Тогда же возник и термин "балет".

Праздничные зрелища со временем обретали подобие сюжета: в Италии - представление, устроенное дворянином Б. ди Ботто по случаю свадьбы миланского герцога (1489), во Франции - "Балет королевы Екатерины Медичи, в честь польских послов" (1573). Однако подлинное объединение стихов, пения, музыки и танца в единое драматургически осмысленное зрелище сложилось только к кон. 16 в. под влиянием франц. гуманистов "Плеяды". Первым драматич. балетом (включавшим в себя музыкально-декламац. речитативы) стал во Франции пост. итальянцем Б. Бальтазарини спектакль "Цирцея" ("Комедийный балет королевы", 1581), в котором уже наметились некоторые черты стиля барокко.

Праздничные зрелища - предпосылки возникновения балета - наблюдались как в Италии (позднее во Франции), так и в др. европ. странах, не исключая России, где в 16 в. также устраивались синтетич. представления с танц. сценами в исполнении скоморохов и др. Однако в эпоху В. балет нигде не обрёл художеств. автономии. В отличие от литературы, живописи, скульптуры, архитектуры, отчасти даже музыки, эпоха В. не отмечена выдающимися достижениями балета, сохраняющими и ныне свою ценность, однако именно в то время были сделаны первые шаги к зарождению его как особого вида искусства.

Балет. Энциклопедия, СЭ, 1981

реклама

вам может быть интересно

Патараг Церковная музыка
Вена Города

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Реквием Музыкальные жанры
Смычок Музыкальные инструменты
Вокал оперный Опера, вокал, пение
Сериальность, сериализм Термины и понятия
Ирландская музыка Национальные культуры
Пианино Музыкальные инструменты
Немецкий балет Балет и танец
Вокализация Опера, вокал, пение
Passe, пасе Балет и танец

Реклама



Категории словаря

течения в искусстве, балет и танец

просмотры: 4850
добавлено: 22.04.2011



Спецпроект:
Мир музыки Чайковского
Смотреть
Спецпроект:
На родине бельканто
Смотреть