Подголосок

Термин, обозначающий различные мелодические линии (голоса) в русском многоголосном (хоровом и ансамблевом) исполнении песен, прежде всего лирических. Применяется в нар. певч. практике, вошёл и в муз. фольклористику. Производным от него является более общий термин "подголосочная полифония". П. связан со словом "голосить" в значении подпеть кому-либо на высоких нотах (в таких случаях говорят также "верещать") осн. напев или его вариацию (иск-во подголосника). Известны и др. нар. термины того же значения: "подводка" (в южнорус. обл., в укр. и белорус. Полесье), "дишкант" (на Дону), "тянуть на пистон" (Белгородчина), "горяк" (на Украине). Последние термины применяются лишь к верхним П., образующим относительно самостоят. мелодич. партию; нижние голоса в этих случаях "басуют" (Белгородчина), "басят" (Рязанщина) и т.п. Термин "надголосок" не употребляется - как верхние, так и нижние хор. голоса одинаково называются П. Верхний П. обычно поручается одному голосу, тогда как нижних может быть несколько. Т. н. осн. мелодия чаще всего ведётся средним голосом; нередко её исполняет запевала (на Дону - бас), хотя функции голосов на протяжении песни в нек-рых стилях могут меняться (напр., осн. мелодия может изредка переходить из голоса в голос). Во всех случаях П. называются голоса, отклоняющиеся от основного вверх или вниз. Это характерная нац. черта фольклорного многоголосия как акта "коллективного обнаружения музыки" (Б. В. Асафьев). П. либо поддерживает осн. мелодию (чаще всего снизу), либо оттеняет её, орнаментирует (сверху), либо противостоит ей, образует временный контраст.

На рус. Севере одноголосная основа песни поётся унисонно или в октаву, тогда как П., избегая равномерного параллельного движения, варьируют тот же напев, словно украшают его, временами противопоставляют ему относительно самостоят. попевки (обычно сверху), заполняют паузы и скачки осн. голоса, часто сливаются с ним в унисон или октаву, тем самым ярче выявляя его ведущие обороты. Всегда обязательно унисонно-октавное завершение песни на конечном ладо-ритмич. устое. П. - "росток на основном напеве, то более, то менее рельефно ответвляющийся от основного ствола" (Асафьев). Иногда П. по самостоятельности и выразительности уравнивается с т.н. осн. напевом, и различить их бывает трудно. В севернорус. стилях преобладают П. - ответвления от осн. голоса (в сущности его близкие варианты):

Из сборника Е. В. Гиппиуса и З. В. Эвальд "Песни Пинежья", No 55.

Из сборника А. М. Листопадова "Песни донских казаков", т. 3, No 19.

В средне- и особенно южнорус. стилях П. зачастую более свободно контрапунктируют с осн. голосом (см. пример выше).

Одни подголоски упрощают, "выпрямляют" осн. мелодию, другие, напротив, её орнаментируют, развивают и обогащают. Особыми видами П. являются педаль (гл. обр. на коротких участках песни) и т.н. бестекстовые П. - "вокализы" (напр., в Воронежской обл.), с частыми остановками на протянутом звуке тоники (нижней или верхней) и, реже, квинты либо VII натуральной ступени (в случае временного отклонения).

В белорус. Полесье хор делится на две самостоят. партии: осн. напев звучит в нижнем, "басующем" голосе (в связи с мелодич. сжатостью З. В. Эвальд определила его как своего рода cantus firmus), к-рый в процессе многогол. распева может полифонически разветвляться, тогда как подводку ведёт верхний солирующий голос ("падводчык"). Один и тот же напев нередко лежит в основе неск. различных по характеру и мелодич. развитию лирич. многогол. песен (напр., в полесском с. Тонеж).

На протяжении одной песни возможно постепенное усложнение хор. фактуры, активизация П. В целом же сложная, динамичная "механика" реального взаимодействия голосов в подлинном нар. хоре до конца ещё не изучена. Новейшая многоканальная звукозапись и др. технич. средства могут способствовать открытию истинного места и значения П. в нар. хор. пении разл. региональных стилей.

Литература: Мельгунов Ю., Русские песни, непосредственно с голосов народа записанные, вып. 1, М., 1879; Пальчиков Н., Крестьянские песни, записанные в селе Николаевка, Мензелинского уезда Уфимской губернии, М., 1888; Лопатин H. М., Прокунин В. П., Сборник русских народных лирических песен, ч. 1-2, М., 1889; Линева Е., Великорусские песни в народной гармонизации, вып. 1, СПБ, 1904; Гиппиус Е., О русской народной подголосочной полифонии в конце XVIII - начале XIX века, "Советская этнография", 1948, Nо 2; Руднева А., Русский народный хор и работа с ним, М., 1960, то же, 1974; Бершадская Т., Основные композиционные закономерности многоголосия русской народной крестьянской песни, Л., 1961; Попова Т., Русское народное музыкальное творчество, т. 1, М., 1962; Асафьев Б., Речевая интонация, М.-Л., 1965; Можейко З., Песенная культура белорусского Полесья. Село Тонеж, Минск, 1971; Образцы народного многоголосия, сост., общ. ред. и предисловие И. Земцовского, Л.-М., 1972.

И. И. Земцовский

реклама

вам может быть интересно

Музыкальная комедия Музыкальные жанры
Глиссандо Термины и понятия

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Мордент Термины и понятия
Пастурель Музыкальные жанры
Фестивали музыкальные Термины и понятия
Ансамбль в балете Балет и танец
Ревю Музыкальные жанры
Цветной слух Термины и понятия
Port de bras, пор-де-бра Балет и танец
Дрезден Города
A cappella, а капелла Термины и понятия
Pas marche, па марше Балет и танец

Реклама

Категории словаря

термины и понятия

просмотры: 3473
добавлено: 12.01.2011



Спецпроект:
В гостях у Belcanto.ru
Смотреть
Спецпроект:
На родине бельканто
Смотреть