Эстонский балет

Истоки развития эстонской хореографии связаны с народным танцем. Развитие проф. танцевального искусства началось под воздействием более развитых танц. культур. С 17 в. имеются сведения о выступлениях в Эстонии танц. трупп. В 19 в. в Таллине и Тарту гастролировали артисты русского балета. Формирование нац. балетного искусства относится к 1-му десятилетию 20 в. под влиянием как рус. классического, так и нового, т. н. свободного танца. Одна из первых проф. танцовщиц - Э. Ильбак, последовательница А. Дункан. В 1924 Г. Негго, ученица Р. Лабана, организовала в Таллине балетную студию, которая готовила артистов и балетмейстеров, ставила спектакли, давала концерты, была творчески связана с таллинскими театрами. Основы развития классич. балета заложила студия, открытая в 1918 Е. Литвиновой. Её воспитанники - Л. Лооринг, Э. Хольц, Р. Ольбрей, Р. Роод, стали первыми балетными артистами театра "Эстония" (Таллин). Однако выпускники студий не находили работу в бурж. Эстонии, поэтому мн. талантливые артисты (Э. Ильбак, А. Юрна, А. Сиймола, А. Экстон и др.) выступали главным образом за границей. Центр развития нац. балетного искусства - театр "Эстония". Первое хореографич. представление - "Сон в мастерской скульптора" (1914). Вначале самостоятельные балетные спектакли появлялись на сцене этого театра редко. В 1922 гастролировавшая в Эстонии В. В. Кригер пост. здесь балет "Коппелия", исполнив в нём гл. партию. В 1925 постоянным балетмейстером театра "Эстония" стала Р. Ольбрей, которая организовала в 1926 балетную труппу, обучала артистов, начала регулярно ставить балетные спектакли: "Жизель" (1929), "Щелкунчик" (1936); "Пробуждение Флоры" Дриго (1937), "Красный мак" (1939), "Лебединое озеро" (1940). В 1935 балетная труппа под рук. И. Урбель была создана в театре "Ванемуйне" (Тарту); в 1939 здесь было пост. первое балетное представление, носившее характер дивертисмента. После восстановления Сов. власти в Эстонии (1940) И. Урбель уже в сезоне 1940-41 пост. балет "Эсмеральда". Оба театра начали подготовку к намечавшейся Декаде эст. искусства и литературы в Москве. Были написаны первые в Эстонии нац. балеты "Кратть" Тубина и "Калевипоэг" Каппа. Однако работа была прервана Великой Отечеств. войной 1941-1945. В годы войны часть артистов входила в состав эст. художеств. ансамблей в Ярославле. Театры "Ванемуйне" и "Эстония", стремясь сохранить балетные труппы и художественно-значимый репертуар, осуществили пост. балета "Кратть" (в 1943 и 1944). Большой вклад в развитие эст. балета в послевоен. годы внесли балетм. А. Экстон и И. Урбель; артистки - Ю. Арг, В. Леэвер, Х. Маллинг, Э. Мяэритс, И. Пыдер, Г. Раудсепп, В. Васильева, В. Отсус; артисты - Б. Блинов, А. Койт, В. Хагус, У. Вяльяотс и др. Этот период завершился пост. хореографич. поэмы "Калевипоэг" Каппа (1948, театр "Эстония", балетм. Х. Тохвельман; 1950, театр "Ванемуйне", балетм. И. Урбель). В 50-е гг. театр "Эстония" начал освоение балетной классики и балетного симфонизма. Развитию балетной труппы во многом способствовала деятельность балетмейстеров В. П. Бурмейстера, который осуществил постановку "Лебединого озера", ставшую этапом в повышении проф. мастерства коллектива, и Б. А. Фенстера, поставившего балет "Тийна" Аустер, удачно синтезировав лексику классич. балета с приёмами нар. танца. Э. б. 60-70-х гг. определяется деятельностью двух разл. по характеру трупп театров "Эстония" и "Ванемуйне", творчеством балетм. М. Мурдмаа, Ю. Вилимаа, Э. Суве. Для театра "Эстония", где работает технически сильная труппа (особенно женский состав), характерны наряду с классикой пост. балетов композиторов 20 в. (С. Барбер, Б. Барток, И. Ф. Стравинский, С. С. Прокофьев, Р. К. Щедрин), поиски совр. лексики классич. балета, сложной хореографич. образности. Созданы новые эст. балеты, напр. "Иоанна тентата" Тамберга (1971). Небольшая труппа "Ванемуйне", кроме традиционных для неё драматич. балетов, ставит одноактные балеты и танц. миниатюры, отличающиеся разнообразием пластич. средств выражения, музыкальностью. Наряду с мастерами эст. балета в театрах Эстонии работали балетм. Б. А. Фенстер, В. П. Бурмейстер, В. Гривицкас, Н. М. Уланова и др. Мн. эст. артисты и балетмейстеры получили хореографич. образование или стажировались в училищах и институтах Москвы и Ленинграда. С 1946 в республике работает Таллинское хореографич. училище. Материалы о балете печатаются в еженедельнике "Серп и молот", в сб. "Театральные заметки", а также в респ. газетах.

Балет. Энциклопедия, СЭ, 1981

реклама

вам может быть интересно

Греческая музыка Национальные культуры
Транспозиция Термины и понятия

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Светомузыка, цветомузыка Термины и понятия
Нона Термины и понятия
Тромбон Музыкальные инструменты
Фонограф Музыкальные инструменты
Аппликатура Термины и понятия
Кантор Церковная музыка
Польская музыка Национальные культуры
Чехословацкий балет Балет и танец
Слух музыкальный Термины и понятия
Лексикография музыкальная Термины и понятия

Реклама

Категории словаря

балет и танец, национальные культуры

просмотры: 3180
добавлено: 17.07.2011



Спецпроект:
Мир музыки Чайковского
Смотреть
Спецпроект:
В гостях у Belcanto.ru
Смотреть