Бельгийский балет

Города Фландрии и Брабанта (на территории совр. Бельгии) славились с 14 в. празднествами, в которых участвовали мимы и жонглёры. Особым богатством они отличались в Брюгге, Брюсселе, Лувене, Генте, Антверпене, где в 15-16 вв. т. н. "камер-риторы" организовывали театр. представления с танцами. Дальнейшее развитие танец получил в придворных празднествах, маскарадах, интермедиях. В 17 в. они приняли характер оперно-балетных постановок, близких французским. В 1700 в Брюсселе был открыт "Театр де ла Монне". Постоянная труппа, включавшая танцовщиков, работала с 1705. На протяжении 18 в. репертуар состоял главным образом из опер и балетов франц. композиторов (Ж. Б. Люлли, А. Детуша и др.), пост. гл. образом франц. и итал. балетмейстерами. В 70-х гг. 18 в. мн. спектаклей пост. балетм. Сен-Леже, в "Театре де ла Монне" выступали артисты с мировым именем (О. Вестрис и др.). С 1817 балетная труппа (50 человек) стала постоянной, её возглавляли балетм. Э. Юс и Удар, ведущей танцовщицей была Лесюэр. Большое значение имела деятельность балетм. Ж. А. Петипа, поставившего в 1819-35 и 1841-43 мн. балетов бельг. композиторов, а также Ф. Герольда и Ж. Шнейцхоффера. Он приглашал на гастроли М. Тальони, Ф. Эльслер, Ф. Черрито, К. Гризи и др., организовал в 1826-27 Консерваторию танца. В 30-х гг. балетмейстерами были Бартоломен, затем Аньель. В 1855 театр сгорел, с 1858 после открытия нового здания труппой руководил Деплас; среди спектаклей этих лет "Фауст" Дж. Паниццы. В 60-70-х гг. балетм. были Э. Юс-младший, в 1871 - Й. Хансен, поставивший "Коппелию", с 1872 - Л. Петипа, осуществивший пост. балета "Гретна Грин" Гиро и др. балеты. В 50-70-х гг. ставились балеты композиторов Бернье, Фьеве, Жюстамана, К. Мири, Туреза, О. Стумона, Ш. Ж. Хансена-младшего. В 80-90-х гг. балетмейстерами были Ф. Хансен, Пуаньи и Лаффон; в числе спектаклей - "Незабудка" Флона (1886), "Миленка" Блокса (1888), "Смилис" Дюбуа (1891), "Фарфалла" Стумона (1894), балеты композиторов Э. Матьё, Х. М. Бальтазара-Флоранса и др. В нач. 20 в. труппа "Театра де ла Монне" насчитывала 65 человек, работали балетм. Дж. Дж. Саракко и Ф. Амброзини, в труппу приглашали К. Брианца и др. известных артистов. Были поставлены балеты: Ж. Дауверинса (в т. ч. "Когда убежали кошки", 1908), "Истар" д'Энди (1913), "Ночная бабочка" де Бёка (1914). После 1-й мировой войны в "Театре де ла Монне" балетм. была М. Кук, в 30-40-х гг. балетмейстеры (чаще французы) постоянно менялись. После 2-й мировой войны большое значение имела деятельность Ж. Ж. Эчевери. Он поставил в 1953 для фестиваля в Ангьене (Эдинген) балеты "Гаварни" Бюссе, "Тайные сады" Шмитта, "Пелеас и Мелизанда" на муз. Форе, в 1953-59 в "Театре де ла Монне" балеты: "Бал воров" Нюссио (на сюжет Ж. Ануя), "Парижские балы" на муз. неск. бельг. композиторов, "Кандид" Бранта, "Мане" на муз. Дебюсси, "Маска красной смерти" Йонгена и др. Ведущей танцовщицей была Д. Лага. Значит. событием в театр. жизни Брюсселя было приглашение в 1960 франц. балетм. М. Бежара. Его балет "Весна священная" был показан в 1959 с участием артистов его труппы Балетный театр Парижа и трупп "Театра де ла Монне", Балет Мишковича и "Уэстерн тиэтр балле". На этой основе Бежар организовал в Брюсселе новую труппу Балет XX века, которая базируется в "Театре де ла Монне", но выступает и в др. помещениях и на открытых площадках. Её репертуар состоит главным образом из балетов Бежара. Труппа объединила артистов разных национальностей, она постоянно выступает за пределами Бельгии и получила широкую междунар. известность. Бежар организовал в Брюсселе также Европейский центр усовершенствования и науч. исследований для исполнителей (под назв. "Мудра"), ученики которого выступают с самостоят. спектаклями.

Кроме Брюсселя, артисты балета работали в разное время в оперных театрах Антверпена, Гента, Монса, Шарлеруа и Вервье. Некоторую самостоятельность приобрела в 20-30-е гг. 20 в. труппа Королевской фламандской оперы в Антверпене под рук. С. Корти, которая осуществила новую ред. нац. балета "Миленка" Блокса. Особое значение для развития балета во Фландрии имела деятельность Ж. Брабан. Она начала ставить спектакли в 1939 в Танцевальном ансамбле Брабан. После 2-й мировой войны работала в Королевской фламандской опере, а в 1969 создала Балет Фландрии, которым руководит совм. с А. Леклером. В 1941 Брабан организовала вместе с отцом школу в Антверпене, которая стала в 1951 школой Королевской фламандской оперы, затем Балета Фландрии. В Монсе в 1945-56, в Шарлеруа в 1956-59 работала балетм. Х. Вос, организовавшая в 1959 "Балле де Эно", а на его основе в 1966 Балет Валлонии. Балет Фландрии и Балет Валлонии - многонац. труппы, репертуар которых состоит главным образом из постановок их руководителей. Первая труппа исполняет также балеты известных совр. балетмейстеров (Н. де Валуа, Б. Кульберг, Р. ван Данцига, Х. ван Манена), вторая - также балеты классич. наследия в совр. редакциях и спектакли кубин. хореографов Х. Лефебра и Х. Пареса, немецких - Т. Шиллинга и П. ван Дийка.

Балет. Энциклопедия, СЭ, 1981

реклама

вам может быть интересно

Литовская музыка Национальные культуры
Трель Термины и понятия

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Политональность Термины и понятия
Симфоническая фантазия Музыкальные жанры
Brise, бризе Балет и танец
Детская музыка Термины и понятия
Сонатно-циклическая форма Термины и понятия
Зингшпиль Музыкальные жанры
Кульминация Термины и понятия

Реклама

Категории словаря

балет и танец, национальные культуры

просмотры: 3272
добавлено: 22.04.2011



Спецпроект:
В гостях у Belcanto.ru
Смотреть
Спецпроект:
На родине бельканто
Смотреть