Палеография музыкальная

Палеография музыкальная (от греч. palaios - старинный, древний и grapo - пишу) - область исторического музыкознания, специальная муз.-историч. дисциплина. Изучает древние системы записи музыки, закономерности эволюции муз. знаков, модификацию их графич. форм, а также памятники муз. письменности (гл. обр. певческие рукописи культового назначения) с точки зрения нотных систем, времени и места создания, авторства. В сферу П. м. входит изучение водяных знаков бумаги (филиграней), материала и формата муз. рукописей. В совр. исследовательской практике П. м. выполняет также источнико-ведч. функции: выявление, описание и систематизация рукописных муз. памятников, определение их жанровой принадлежности, изучение эволюции самих жанров и т.п. П. м. изучает различные системы муз. записи: буквенные, цифровые, нотолинейные, использующие специальные условные знаки (экфонетические, невматические, знаменные и пр.).

Конечная цель муз.-палеографич. исследования - расшифровка различных систем муз. записи и перевод муз. текста рукописных памятников на совр. линейную нотацию. Поэтому важнейшая практич. задача П. м. - разработка научно обоснованных приёмов и методов для прочтения муз. текстов древних рукописей, раскрытие интонационно-образных особенностей муз. языка разных эпох. В связи с этим П. м. исследует семантику муз. письма, в том числе (в историч. аспекте) проблемы кодирования муз. информации. Перед П. м. стоит также ряд проблем общеисторич. и муз. порядка - генезиса систем муз. записи, их классификации и взаимодействия в процессе эволюции, характера этой эволюции, взаимодействия словесного и муз. текстов, интонационно-образных связей муз. культуры письменной традиции и фольклора, методологии исследования рукописных муз. памятников.

Как специфич. часть П. м. входит в историко-филологич. палеографию, использует её методы исследования рукописного материала. П. м. как науч. дисциплина сформировалась на стыке историч. музыкознания, палеографии и муз. источниковедения, поэтому в П.м. сочетаются методы палеографич., муз.-аналитич. и муз.-историч. исследования, используются теоретич. разработки и приёмы статистики, теории информации и др. наук и дисциплин.

Исследование муз. рукописного материала проходит следующие технологич. стадии:

\1) источниковедческую (выявление памятника, его описание и классификация);

\2) общепалеографическую (палеографич. исследование рукописи: внешние особенности, датировка, авторство, сохранность, характер письма словесного и муз. текстов, пагинация и т.д.);

\3) муз.-палеографическую (особенности соотношения словесного и муз. текстов, классификация системы муз. записи, сравнительный анализ и систематизация графич. комплексов и элементов муз. записи и т.п.). Муз.-палеографич. стадия исследования предусматривает использование сравнительно- историч., муз.-теоретич., математич. и иных методов, круг к-рых расширяется по мере накопления материала и развития самой П. м. как муз.-технологич. дисциплины.

Результаты муз.-палеографич. исследований отражаются в публикациях, включающих факсимильные издания муз. памятников с науч. исследованиями и комментариями, к-рые часто содержат разработку методики расшифровки и переводов муз. текста на линейную нотацию.

В П. м. могут быть выделены рус. певч. палеография, византийская (греч.) муз. палеография, латинская (григорианская) муз. палеография, арм. муз. палеография и др. области. В основе подразделения лежат графич., синтаксич. и иные особенности муз. записи в памятниках разл. регионов. Каждой из исследуемых областей П. м. соответствует круг рукописей, как правило, на определённом языке, имеющий специфич. черты в используемых системах муз. записи. В будущем, при большей специализации и накоплении материала, могут выделиться новые виды П. м.

Как особая наука П. м. начала складываться в 50-х гг. 19 в. Основополагающее значение имели труды франц. учёного Э. А. Кусмакера, к-рый поставил изучение ср.-век. муз. письменности на твёрдую научную почву и опроверг необоснованные гипотезы о происхождении зап.-европ. невм. В дальнейшем большой вклад в изучение и расшифровку невменного письма внесли X. Риман, О. Флейшер, П. Вагнер, в более позднее время - П. Ферретти, Ж. Хандшин, Э. Яммерс и др. В 1889-1950 во Франции под ред. А. Мокро (с 1931 - Ж. Гажара) было выпущено обширное собрание памятников невменного письма с развёрнутым исследоват. комментарием ("Paleographie musicale" - "Музыкальная палеография", 19 тт.). Особенности византийской ср.-век. нотации впервые были широко освещены в работах А. Гастуэ и Ж. Б. Тибо на рубеже 19 и 20 вв.; однако решающие успехи достигнуты в этой области в 20-30-х гг. благодаря исследованиям Э. Веллеса, Г. Дж. У. Тильярда и К. Хёга. Им удалось полностью расшифровать средневизантийскую нотацию, что открыло путь и к пониманию памятников палеовизантийской нотации. С 1935 издаётся серия "Monumentae musicae byzantinae" ("Памятники византийской музыки"), включающая научно комментированные публикации и исследования специального характера. В совр. научных трудах всё большее признание получает мысль об общности основ визант. и зап.-европ. невменного письма и о возможности создания единой универсальной П. м., охватывающей все виды ср.-век. муз. письменности.

Рус. певческая палеография исследует славяно-русские певческие рукописные памятники 12 - нач. 18 вв. (отдельные рукописи - до 20 в.): Кондакари, Стихирари, Ирмологии, Октоихи и др. В этих рукописях, как правило, используются идеографические (знаменные) системы муз. записи: кондакарная, столповая, путевая и др. Вместе с тем русская певческая палеография рассматривает нотолинейное письмо, имевшее в 17 в. в России специфич. черты (т.н. киевское знамя, особенности к-рого до сих пор полностью не изучены), и знаменно-нотолинейные рукописи кон. 17 - нач. 18 вв. (см. Двоезнаменник), дающие возможность сравнит. анализа двух семантически различных систем кодирования муз. интонации. Начало изучению знаменного письма положили В. М. Ундольский (1846) и И. П. Сахаров (1849). Муз.-палеографич. исследованиями занимались В. Ф. Одоевский и В. В. Стасов. Новым этапом, давшим важные историч. обобщения и науч. систематизацию материала, явились труды Д. В. Разумовского. Значительный вклад в разработку проблематики рус. певческой палеографии внесли С. В. Смоленский, В. M. Металлов, А. В. Преображенский, а в последующее время - В. М. Беляев, М. В. Бражников, Н. Д. Успенский и др. М. В. Бражников сыграл видную роль в разработке науч. основ рус. певческой палеографии. Он создал специальный курс П. м. для студентов-музыковедов, к-рый вёл в Ленинградской консерватории с 1969 до конца жизни (1973). Им было сформулировано самоё понятие рус. певческой палеографии как науч. дисциплины (ранее многие её аспекты рассматривались рус. семейографией или церк.-певческой археологией). На совр. этапе развития этой науки наиболее актуальными стали источниковедческие, методологические и муз.-палеографич. проблемы. Методика описания певческих рукописей в общих чертах разработана (Бражников), но ещё не решены вопросы систематизации и классификации рус. муз. памятников, эволюции певческих жанров; не решена проблема происхождения рус. систем муз. записи как со стороны синтактики, так и со стороны семантики. С проблемой генезиса связаны проблемы кодирования муз. информации в знаменных системах и эволюции самих знаменных систем. Одним из аспектов эволюции стал вопрос историч. периодизации знаменного письма (Бражников предложил палеографич. периодизацию, осн. на изменении графики знамен); разрабатывается классификация знаменных систем.

Одна из главных проблем рус. певческой палеографии - расшифровка знаменного письма беспометного периода (см. Крюки). В научной литературе определились два различных подхода к решению этой задачи. Один из них - путь "от известного к неизвестному", т.е. от позднейших видов крюковой нотации, имеющих относительное звуковысотное значение ("пометное" и "признбчное" письмо), к более ранним и до сих пор полностью не расшифрованным. Этот метод был выдвинут Смоленским, позже его отстаивали Металлов, Бражников, а за рубежом - И. Гарднер. Другой путь, по к-рому идёт ряд западных учёных (М. Велимирович, О. Странк, К. Флорос, К. Леви), основывается на сравнении старейших видов знаменного, а также кондакарного письма с палеовизантийской нотацией. Ни один из этих методов в отдельности не может привести к окончат. решению проблемы, и для достижения позитивного, научно мотивированного результата необходимо их взаимодействие.

Арм. муз. палеография изучает древние системы муз. записи в памятниках арм. муз. культуры 5-18 вв. (с 8 в. - хазовая нотация). В новейших исследованиях арм. авторов отмечается, что в Армении была выработана самостоятельная система нотописи, имевшая специфич. нац. черты. Древнеарм. муз. рукописи собраны и изучаются в Гос. хранилище древних рукописей при Совете Министров Арм. ССР (Матенадаране), имеющем мировое значение. В число осн. проблем арм. муз. палеографии входят датировка ранних рукописей, генезис арм. нотописи и поиски прототипов хазовой нотации, расшифровка, изучение взаимосвязей ср.-век. проф. и нар. музыки и т.п.

Развитие муз.-палеографич. проблематики арм. муз. палеографии связано с именами Гр. Гапасакаляна, Е. Тнтесяна, Комитаса. Последний впервые поставил проблемы генезиса и эволюции хазовой нотации, начал науч. муз.-палеографич. изучение памятников арм. муз. культуры; теоретич. проблемы рассматриваются в трудах X. С. Кушнарёва, P. A. Атаяна, Н. К. Тагмизяна.

Литература: Ундольский В., Замечания для истории церковного пения в России, "Чтения в имп. Обществе истории и древностей российских", 1846, No 3; Сахаров И., Исследования о русском церковном песнопении, Журнал Министерства народного просвещения, 1849, ч. 61; Львов А. Ф., О свободном или несимметричном ритме, СПБ, 1858; Разумовский Д. В., О нотных безлинейных рукописях церковного знаменного пения, М., 1863; его же, Материалы для археологического словаря, "Древности. Труды Московского археологического общества", т. 1, М., 1865; Смоленский С. В., Краткое описание древнего (XII-XIII века) знаменного ирмолога..., Казань, 1887; его же, О древнерусских певческих нотациях, СПБ, 1901; его же, О ближайших практических задачах и научных разысканиях в области русской церковно-певческой археологии, СПБ, 1904; его же, Несколько новых данных о так называемом Кондакарном знамени, "РМГ", 1913, No 44-46, 49; Металлов В. М., Азбука крюкового пения, М., 1899; его же, Русская симиография, М., 1912; Преображенский А. В., О сходстве русского музыкального письма с греческим в певческих рукописях XI-XII веков, СПБ, 1909; его же, Греко-русские певческие параллели XII-XIII веков, "De musica", Л., 1926; Бражников М. В., Пути развития и задачи расшифровки знаменного роспева XII-XVII вв., Л. - М., 1949; его же, Новые памятники знаменного распева, Л., 1967; его же, Zur Terminologie der altrussischen Vokalmusik, "Beitrдge zur Musikwissenschaft", 1968, Jahrg. 10, H. 3; eго же, Краткие методические указания и схемы по описанию древнерусских певческих рукописей, в кн. : Методическое пособие по описанию славянорусских рукописей для Сводного каталога рукописей, хранящихся в СССР, вып. 1, М., 1973; его же, Памятники знаменного распева, Л., 1974; его же, Федор Крестьянин - русский распевщик XVI в., в кн.: Крестьянин Ф., Стихиры, М., 1974; его же, Русская певческая палеография и её актуальные задачи, "СМ", 1975, No 4; его же, Статьи о древнерусской музыке, Л., 1975; Атаян Р. A., Вопросы изучения и расшифровки армянской хазовой нотации, Ер., 1954; Беляев В. М., Древнерусская музыкальная письменность, М., 1962; Успенский Н. Д., Древнерусское певческое искусство, М., 1965, 1971; Tahmizian N., Les anciens manuscrits musicaux armйniens et les questions relatives a leur dиchiffrement, "Revue des Etudes Armeniennes", P., 1970, t. VII; его же, Zwierki muzyki ormianskiej i bizantyjskiej we wczesnym sredniowieczu, "Musyka", 1977, No 1, с 3-12; Apоян Н. О., О теории средневековой невменной нотации на основе армянских хазов, Ер., 1972; его же, Расшифровка невменной нотации на основе армянских хазов, Ер., 1973; Келдыш Ю. В., К проблеме происхождения знаменного распева, "Musica antiqua", Bydgoszcz, 1975; Hикишов Г. A., Сравнительная палеография кондакарного письма XI-XIV вв., там же; Fleicher О., Neumen-Studien, TI 1-3, Lpz. - В., 1895-1904; Wagner P., Einfьhrung in die gregorianischen Melodien, Bd 2, Neumenkunde, Palдographie des liturgischen Gesanges, Lpz., 1905, 1912; Thibaut P., Origine byzantine de la notation neumatique de l'йglise latine, P., 1907; Wellesz E., Studien zur Palдographie der byzantinischen Musik, "ZfMw", 1929-1930, Jahrg. 12, H. 7; eго жe, A history of byzantine music and hymnographiy, Oxf., 1949, 1961; Tillyar d H. J. W., Handbook of the middle bizantine musical notation, Cph., 1935; его же, The stages of the early bytantines musical notation, "Byzantinische Zeitschrift", 1952, H. 1; Коsсhmieder E., Die дltesten Novgoroder Hirmologien-Fragmente, Lfg. 1-3, Mьnch., 1952-58; его же, Zur Herkunft der slavlschen Krjuki notation, "Festschrift fьr Dmytro Cyzevskyj zum 60. Geburtstag, В., 1954; Hцeg C., The oldest slavonic tradition of byzantine music, "Proceeding of the British Academy", v. 39, 1953; Palikarova-Verdeil R., La musique byzantine chez les slaves (Bulgares et Russes) aux IX-e et X-e siиcles, Cph., 1953; Gardner J., Einiges ьber die Orthographie der altrussischen Neumen vor der Reform 1668, "Welt der Slaven", 1960, No 2; его же, Zum Problem des Tonleiter-Aufbaus im altrussischen Neumengesang, в сб.: Musik des Ostens, (Bd) 2, Kassel, 1963; Velimirovic M., Byzantines elements in early slavic chant, Cph. 1960; Arro E., Hauptprobleme der osteuropдischen Musikgeschichte, в сб.: Musik des Ostens, (Bd) 1, Kassel, 1962; Ein handschriftlicher Lehrbuch der altrussischen Neumenschrift, hrsg. von J. v. Gardner und E. Koschmieder, Tl 1-3, Mьnch., 1963-72; Floros C., Die Entzifferung der Kondakarien-Notation, в сб.: Musik des Ostens, (Bd) 3-4, Kassel, 1965?67; его же, Universale Neumenkunde, Bd 1-3, Kassel, 1970; Smolenskij S. V., Palдographischer Atlas der altrussischen linienlosen Gesangsnotation, Mьnch., 1976.

Г. А. Никишов

реклама

вам может быть интересно

Берлин Города
Рага Музыкальные жанры

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Французский балет Балет и танец
Концертина Музыкальные инструменты
Вокальное искусство Опера, вокал, пение
Молдовеняска Музыкальные жанры
Декламация музыкальная Термины и понятия
Группетто Термины и понятия
Камертон Термины и понятия
Венгерский балет Балет и танец
Соло Термины и понятия
Нотография Термины и понятия

Реклама

Категории словаря

термины и понятия

просмотры: 3178
добавлено: 12.01.2011



Спецпроект:
На родине бельканто
Смотреть
Спецпроект:
В гостях у Belcanto.ru
Смотреть