Белорусский балет

Истоки хореографического искусства Белоруссии - в старинных обрядах, игрищах, хороводах, где танец был тесно связан с песней, элементами театрализации. В выступлениях первых проф. артистов-скоморохов, известных на территории Белоруссии с 12 в., танец занимал большое место. Зачаточные формы хореографич. искусства содержались в представлениях школьного театра, нар. драмы. В 18-19 вв. крепостные балетные труппы имелись в некоторых городах (Гродненский театр Тизенгауза, Слонимский театр Огинского, Шкловский театр Зорича и др.) и имениях крупных помещиков (театры князей Радзивиллов и др.). В 40-е гг. 19 в. белорус. артисты входили в состав частной балетной труппы М. Пиона.

Нац. балетный театр в Белоруссии возник после Великой Окт. социалистич. революции. В 1-м Белорус. гос. театре в Минске (осн. в 1920, ныне Театр им. Я. Купалы) наряду с хором и оркестром имелась небольшая группа артистов балета, которая под рук. балетм. К. А. Алексютовича осуществила пост. балетов "Коппелия"; "Очарованный лес" Дриго (оба - 1922) и др. В 1930 в Минске была организована Гос. студия оперы и балета, ставшая основой открытого в 1933 Белорусского Большого театра оперы и балета. В 30-е гг. в репертуаре театра появилось неск. значит. балетных спектаклей: "Коппелия" (1935), "Лебединое озеро" (1938), "Бахчисарайский фонтан" (1939) и др. В Минске было открыто театр. училище с хореографич. отделением (1939). В 1939 комп. М. Е. Крошнер и балетм. А. Н. Ермолаев и Ф. В. Лопухов создали первый нац. балет "Соловей", посв. борьбе белорус. народа за свободу, ставший этапным в развитии Б. б. В нём впервые путём слияния классич. и нац. танца были созданы нац. хореографич. язык, живые и яркие образы людей из народа (исполнители гл. партий - А. В. Николаева и С. В. Дречин). Поиски нац. своеобразия продолжены белорус. балетмейстерами в спектаклях, посв. современности, - "Мечта" (1961) и "Альпийская баллада" (1967) Глебова, "Свет и тени" Г. Вагнера (1963), в которых с художеств. убедительностью раскрывались черты нового человека, претворялись общечеловеческие по звучанию темы. Важным этапом в жизни Б. б. стала постановка балетов "Князь-озеро" Золотарёва (1949), "Подставная невеста" Г. Вагнера (1958), "Избранница" Глебова (1969). Репертуар постоянно обогащался лучшими русскими классическими, советскими и зарубежными балетами.

Произв. белорус. хореографии нашли воплощение на сценах театров братских республик ("Соловей" - в Одесском, "Избранница" - в Новосибирском, "Альпийская баллада" - в Челябинском театрах, "Тиль Уленшпигель" в Театре им. Кирова и Театре им. Франко), а также за рубежом ("Тиль Уленшпигель" в Финской гос. опере в Хельсинки).

Большой вклад в развитие балетного искусства Белоруссии внесли балетм. засл. деятели искусств БССР А. Л. Андреев, О. М. Дадишкилиани, К. А. Муллер. В республике ставили спектакли балетмейстеры - Р. В. Захаров и А. Н. Ермолаев, Ф. В. Лопухов, К. Я. Голейзовский, В. И. Вайнонен, Н. М. Стуколкина. С 1945 в Минске работает Белорусское хореографич. училище (8-летний курс обучения).

Балет. Энциклопедия, СЭ, 1981

реклама

вам может быть интересно

Конкретная музыка Термины и понятия
Echappe, эшаппе Балет и танец

рекомендуем

смотрите также

Страсти Церковная музыка
Павана Музыкальные жанры
Псалтирь Церковная музыка
Половинная каденция Термины и понятия
Электронная музыка Течения в искусстве
Монодия Термины и понятия
Уменьшение Термины и понятия
Словацкая музыка Национальные культуры
Сонатная форма Термины и понятия
Банджо Музыкальные инструменты

Реклама