Белорусский балет

Истоки хореографического искусства Белоруссии - в старинных обрядах, игрищах, хороводах, где танец был тесно связан с песней, элементами театрализации. В выступлениях первых проф. артистов-скоморохов, известных на территории Белоруссии с 12 в., танец занимал большое место. Зачаточные формы хореографич. искусства содержались в представлениях школьного театра, нар. драмы. В 18-19 вв. крепостные балетные труппы имелись в некоторых городах (Гродненский театр Тизенгауза, Слонимский театр Огинского, Шкловский театр Зорича и др.) и имениях крупных помещиков (театры князей Радзивиллов и др.). В 40-е гг. 19 в. белорус. артисты входили в состав частной балетной труппы М. Пиона.

Нац. балетный театр в Белоруссии возник после Великой Окт. социалистич. революции. В 1-м Белорус. гос. театре в Минске (осн. в 1920, ныне Театр им. Я. Купалы) наряду с хором и оркестром имелась небольшая группа артистов балета, которая под рук. балетм. К. А. Алексютовича осуществила пост. балетов "Коппелия"; "Очарованный лес" Дриго (оба - 1922) и др. В 1930 в Минске была организована Гос. студия оперы и балета, ставшая основой открытого в 1933 Белорусского Большого театра оперы и балета. В 30-е гг. в репертуаре театра появилось неск. значит. балетных спектаклей: "Коппелия" (1935), "Лебединое озеро" (1938), "Бахчисарайский фонтан" (1939) и др. В Минске было открыто театр. училище с хореографич. отделением (1939). В 1939 комп. М. Е. Крошнер и балетм. А. Н. Ермолаев и Ф. В. Лопухов создали первый нац. балет "Соловей", посв. борьбе белорус. народа за свободу, ставший этапным в развитии Б. б. В нём впервые путём слияния классич. и нац. танца были созданы нац. хореографич. язык, живые и яркие образы людей из народа (исполнители гл. партий - А. В. Николаева и С. В. Дречин). Поиски нац. своеобразия продолжены белорус. балетмейстерами в спектаклях, посв. современности, - "Мечта" (1961) и "Альпийская баллада" (1967) Глебова, "Свет и тени" Г. Вагнера (1963), в которых с художеств. убедительностью раскрывались черты нового человека, претворялись общечеловеческие по звучанию темы. Важным этапом в жизни Б. б. стала постановка балетов "Князь-озеро" Золотарёва (1949), "Подставная невеста" Г. Вагнера (1958), "Избранница" Глебова (1969). Репертуар постоянно обогащался лучшими русскими классическими, советскими и зарубежными балетами.

Произв. белорус. хореографии нашли воплощение на сценах театров братских республик ("Соловей" - в Одесском, "Избранница" - в Новосибирском, "Альпийская баллада" - в Челябинском театрах, "Тиль Уленшпигель" в Театре им. Кирова и Театре им. Франко), а также за рубежом ("Тиль Уленшпигель" в Финской гос. опере в Хельсинки).

Большой вклад в развитие балетного искусства Белоруссии внесли балетм. засл. деятели искусств БССР А. Л. Андреев, О. М. Дадишкилиани, К. А. Муллер. В республике ставили спектакли балетмейстеры - Р. В. Захаров и А. Н. Ермолаев, Ф. В. Лопухов, К. Я. Голейзовский, В. И. Вайнонен, Н. М. Стуколкина. С 1945 в Минске работает Белорусское хореографич. училище (8-летний курс обучения).

Балет. Энциклопедия, СЭ, 1981

реклама

вам может быть интересно

Prestissimo, престиссимо Термины и понятия
Концертина Музыкальные инструменты

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Фисгармония Музыкальные инструменты
Ариетта Опера, вокал, пение
Камбоджийская музыка Национальные культуры
Поэма Музыкальные жанры
Труба Музыкальные инструменты
Renverse, ранверсе Балет и танец
Акт Термины и понятия
Концертные залы Термины и понятия
Аппликатура Термины и понятия
Опера-семисериа Опера, вокал, пение

Реклама

Категории словаря

балет и танец, национальные культуры

просмотры: 3871
добавлено: 22.04.2011



Спецпроект:
В гостях у Belcanto.ru
Смотреть
Спецпроект:
Мир музыки Чайковского
Смотреть