Гаврилин. Балет «Анюта»

Anyuta

Композитор
Дата премьеры
01.05.1982
Жанр
Страна
СССР
Валерий Гаврилин. Балет «Анюта»

Балет на музыку Валерия Гаврилина в двух действиях. Либретто А. Белинского и В. Васильева (по рассказу А. П. Чехова «Анна на шее»). Балетмейстер В. Васильев.

Первое представление: Центральное телевидение («Ленфильм»), 1 мая 1982 г.

Фильм-балет «Анюта» с Екатериной Максимовой в роли Анны, имевший большой успех во всём мире, получил приз «Интервидения» и был удостоен Государственной премии РСФСР.

Балет «Анюта» был поставлен уже после выхода фильма, в 1986 году. Это было новое произведение, впервые получившее свою жизнь в театре «Сан-Карло» (Неаполь, Италия), а затем и на сцене Большого театра СССР (31 мая 1986).

Действующие лица:

  • Анюта
  • Петр Леонтьевич
  • Братья Анюты: Петя, Андрюша
  • Модест Алексеевич
  • Артынов
  • Студент
  • Его сиятельство
  • Девушка
  • Офицеры, щеголи, цыганки

После смерти жены учитель провинциального город­ка Петр Леонтьевич остается с тремя детьми: взрослой до­черью Анной и младшими сыновьями Петей и Андрюшей.

Тоскуя по безвременно ушедшей жене, Петр Леонть­евич все чаще прикладывается к графинчику с водкой.

Пожилой чиновник Модест Алексеевич сватается к Анне Петровне. Она соглашается на брак с ним, надеясь тем самым вырваться из серой, однообразной, полуголодной жизни и спасти от нищеты свою семью.

Анюта расстается со своей первой любовью — бедным студентом — и переезжает в дом Модеста Алексеевича. Очень скоро она понимает, что блага, на которые рассчиты­вала,— мираж: муж скуп, холоден, практичен и не намерен помогать родственникам жены.

Наступает Рождество, а вместе с ним и праздничный бал, на котором Анюта покоряет своей молодостью, умом и красотой присутствующих мужчин.

Все наперебой стараются завоевать внимание и сим­патию молодой жены Модеста Алексеевича. Богатый барин Артынов, офицеры и, наконец, сам его сиятельство увлечены Анной Петровной. Они готовы все сделать для того, что­бы угодить ей. От успеха, такого неожиданного и скоропа­лительного, у Анюты кружится голова.

Внимание и любовь высшего общества провинциаль­ного городка заставляют ее забыть обо всем: о ненавистном, тупом и глупом, как ей уже кажется, муже, о спивающем­ся отце, о несчастных братьях, живущих впроголодь, о не­давно еще любимом студенте.

Модест Алексеевич сразу же понимает, какую выго­ду можно извлечь из достоинств своей жены и поощряет «амуры» супруги.

Карьера и положение в обществе для него выше дру­гих интересов. Очень скоро он получает орден Святой Анны и с нетерпением ожидает новых милостей от покровителей своей жены.

Петр Леонтьевич объявляется несостоятельным дол­жником. У него описывают немногое оставшееся имущество и его самого с детьми выгоняют на улицу в морозную пред­новогоднюю ночь.

* * *

Вышедший на экран в 1982 году, телебалет «Анюта» встретил редкий для этого жанра успех у публики, который вскоре был подкреплён и профессиональными наградами. В том же году фильм был удостоен приза «Интервидения» на международном фестивале телефильмов «Злата Прага», а в 1984-м — Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых.

Благодаря этому беспрецедентному успеху ход вещей поменял традиционный порядок: обычно экранизировались успешные спектакли, а тут проложила себе дорогу на сцену удачная «экранизация». Мировая премьера балета «Анюта» состоялась в Неаполе в театре Сан-Карло 21 января 1986 года, а менее чем через полгода, 31 мая, премьера прошла и на сцене Большого театра.

Для того, чтобы подобная «трансформация» стала возможна, над балетом была проделана большая дополнительная работа. Сценическая «полнометражная» версия получила дополнительную музыку, а вместе с ней – и новые сцены, и новых «лиц». Трудно поверить, что музыка фильма-балета, как и его сценической версии была собрана из разрозненных произведений композитора Валерия Гаврилина и оркестрована в единую партитуру – настолько ее звучание неразрывно с визуальным рядом постановки.

Монотонная повседневность жизни маленького провинциального городка, запечатлённого в чеховском рассказе, мастерски передана в пластических образах, созданных для кордебалета, вобравшего в себя эпизодических персонажей, наделённых характерными чертами и отмеченных яркой актёрской индивидуальностью.

Но в самой полной мере свои актёрские дарования получили возможность проявить исполнители ведущих партий: главная героиня, полная живой женской прелести, в которой искренность и лукавство, простодушие и беспечность — Екатерина Максимова, трогательно беззащитный Петр Леонтьевич, её отец, — Владимир Васильев, «винтик» механизированной государственной машины, чиновник-«домостроевец» и отчаянный лизоблюд и подхалим, муж Анюты Модест Алексеевич — Гали Абайдулов (Сан-Карло), Михаил Цивин (Большой театр), лихой дамский угодник Артынов — Михаил Лавровский и «себе на уме» Его сиятельство — Александр Грещенко (Большой).

В круг главных персонажей и на экране, и на сцене Владимир Васильев ввел отсутствующий в рассказе Чехова образ Студента – лирического героя, с которым героиню связывало подлинное чувство, и который обеспечивал присутствие такого важного компонента балетной постановки, как любовное адажио. Уже в самой фактуре гаврилинской музыки, точно переданной хореографически балетмейстером, есть удивительно трепетное парение над землей, целомудренность и томление чувств с оттенком светлой печали. На премьере в Большом партию Студента танцевал Валерий Анисимов.

При этом образ «Анны на шее» – ордена, который вожделеет Модест Алексеевич, разумеется, фигурирует в оформлении спектакля. В гипертрофированном виде, гигантского размера, с живой, воплотившейся в «реальную» Анюту Анной. Этот орден, как и затейливые провинциальные интерьеры, и безыскусные среднерусские пейзажи создала известный петербургский художник Белла Маневич (1922– 2002), ранее работавшая преимущественно в кино. К тому моменту, когда А. Белинский пригласил её в команду постановщиков телебалета, у неё в активе были десятки фильмов, в том числе и снятых по произведениям Чехова. Как правило, она работала в тандеме с мужем, Исааком Капланом. Случай «Анюты» стал исключением и первым опытом работы над экранным, а затем и перенесённым на сцену балетом.

Подробная разработка характеров персонажей, их индивидуальный хореографический язык, придуманный В. Васильевым, нашёл адекватное воплощение как в простоте, лиризме, стремительности и одновременно глубине музыки «современного Мусоргского» — Валерия Гаврилина (определение Г. Свиридова).

Источник: bolshoi.ru

реклама

вам может быть интересно

Публикации

рекомендуем

смотрите также

Реклама