Лариса Ивановна Авдеева

Larisa Avdeeva

Лариса Ивановна Авдеева / Larisa Avdeeva

Родилась в Москве, в семье оперного певца. Ещё не помышляя об оперной карьере, она уже воспитывалась как певица, слушая звучащие в доме народные песни, романсы, оперные арии. В 11 лет Лариса Ивановна поёт в хоровом кружке при Доме художественного воспитания детей Ростокинского района и в составе этого коллектива даже выступала на торжественных вечерах в Большом театре. Однако вначале будущая певица была далека от мысли стать профессиональной певицей. Окончив школу в годы Великой Отечественной войны, Лариса Ивановна поступает в строительный институт. Но вскоре она понимает, что её истинным призванием является всё же музыкальный театр, и со второго курса института переходит в Оперно-драматургическую студию им. К. С. Станиславского. Здесь, под руководством очень опытного и чуткого педагога Шор-Плотниковой, она продолжила своё музыкальное воспитание и получила профессиональное образование певицы. По окончании студии в 1947 году Ларису Ивановну принимают в театр Станиславского и Немировича-Данченко. Работа в этом театре имела громадное значение для формирования творческого облика молодой певицы. Присущее тогдашнему коллективу театра вдумчивое отношение к творческому труду, борьба с оперными штампами и рутиной - всё это приучило Ларису Ивановну к самостоятельной работе над музыкальным образом. Ольга в "Евгении Онегине", Хозяйка Медной горы в "Каменном цветке" К. Молчанова и другие партии, спетые в этом театре, свидетельствовали о постепенно возраставшем мастерстве молодой певицы.

В 1952 году Ларисе Ивановне был предоставлен дебют в Большом театре в роли Ольги, после которого она становится солисткой Большого, где и выступала непрерывно на протяжении 30-лет. Красивый и большой голос, хорошая вокальная школа, отличная сценическая подготовка позволили Ларисе Ивановне за короткий срок войти в основной меццо-сопрановый репертуар театра.

Критика тех лет отмечала: "Авдеева обаятельна в роли кокетливой и шаловливой Ольги, по-настоящему поэтична в лирической партии Весны ("Снегурочка") и в трагической роли обрекающей себя на смерть скорбной раскольницы Марфы ("Хованщина")...".

Но всё же лучшими партиями репертуара артистки в те годы были - Любаша в "Царской невесте", Лель в "Снегурочке" и Кармен.

Преобладающей чертой дарования молодой Авдеевой было лирическое начало. Это было обусловлено самим характером её голоса - лёгкого, светлого и тёплого по тембру. Этот лиризм определял и своеобразие сценической трактовки той или иной партии, которую пела Лариса Ивановна. Трагична судьба Любаши, ставшей жертвой своей любви к Грязному и мстительного чувства к Марфе. Н. А. Римский-Корсаков наделил Любашу сильным и волевым характером. Но в сценическом поведении Авдеевой критика тех лет отмечала: "прежде всего чувствуется самоотверженность любви Любаши, ради Грязного забывшей всё - "отца и мать... племя и род свой", и чисто русская, обаятельная женственность, присущая этой бесконечно глубоко любящей и страдающей девушке... голос Авдеевой звучит естественно и выразительно, следуя за тонкими мелодическими изгибами широко распевных мелодий, преобладающих в этой партии."

Другая интересная роль, что удалась артистке в начале её творческого пути - Лель. В роли пастуха - певца и любимца солнца - Лариса Ивановна Авдеева привлекала слушателя задором юности, безыскуственностью песенной стихии, которая наполняет эту сказочную партию. Образ Леля настолько удался певице, что при второй записи "Снегурочки" именно её в 1957 году пригласили на запись.

В 1953 году Лариса Ивановна принимала участие в новой постановке оперы Ж. Бизе "Кармен" и здесь её ожидал успех. Как отмечала музыкальная критика тех лет - "Кармен" Авдеевой - это прежде всего женщина, для которой чувство, наполняющее её жизнь, свободно от каких бы то ни было условностей и пут. Вот почему так естественно, что Кармен скоро надоела эгоистичная любовь Хозе, в которой она не находит ни радости, ни счастья. Поэтому в проявлениях любви Кармен к Эскамильо у актрисы ощущается не только искренность чувства, но и радость освобождения. Совершенно преображённой появляется Кармен-Авдеева на празднике в Севилье, счастливая, даже немного торжественная. И в самой смерти Кармен-Авдеевой нет ни покорности судьбе, ни роковой обречённости. она умирает, исполненная самозабвенного чувства любви к Эскамильо".

Диско- и видеография Л. И. Авдеевой:

  1. Фильм-опера "Борис Годунов", съёмка 1954 года, Л. Авдеева - Марина Мнишек (в остальных ролях - А. Пирогов, М. Михайлов, Н. Ханаев, Г. Нэлепп, И. Козловский и др.)
  2. Грамзапись "Евгения Онегина" 1955 года, п/у Б. Хайкина, Л. Авдеева - Ольга (партнёры - Е. Белов, С. Лемешев, Г. Вишневская, И. Петров и др.). В настоящее время выпущен CD рядом отечественных и зарубежных фирм.
  3. Грамзапись "Снегурочки" 1957 года, п/у Е. Светланова, Л. Авдеева
  4. Лель (партнёры - В. Фирсова, В. Борисенко, А. Кривченя, Г. Вишневская, Ю. Галкин, И. Козловский и др.).
  5. CD американской фирмы "Аллегро" - запись (live) 1966 года оперы "Садко" п/у Е. Светланова, Л. Авдеева - Любава (партнёры - В. Петров, В. Фирсова и др.).
  6. Грамзапись "Евгения Онегина" 1978 года, п/у М. Эрмлера, Л. Авдеева - Няня (партнёры - Т. Милашкина, Т. Синявская, Ю. Мазурок, В. Атлантов, Е. Нестеренко и др.).

реклама

вам может быть интересно

Публикации

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Реклама

Дата рождения

21.06.1925

Дата смерти

10.03.2013

Профессия

певица

Тип голоса

меццо-сопрано

Страна

СССР

Автор

Александр Марасанов

просмотры: 6562
добавлено: 04.12.2010



Спецпроект:
На родине бельканто
Смотреть
Спецпроект:
В гостях у Belcanto.ru
Смотреть