Фаворит конкурса «Мариинка II» — американский архитектор

19.06.2003 в 18:51

Эрик Оуэн Мосс (Eric Owen Moss)

Международный архитектурный конкурс на проект нового здания Мариинского театра ("Мариинский II") вступил в завершающую фазу. Вчера в Академии художеств широкой публике были представлены 11 финальных проектов участников.

Задолго до открытия выставки проектов-финалистов в актовом здании Академии художеств яблоку негде было упасть. Петербургские архитекторы, художники, руководители театров и концертных залов, чиновники всех уровней, студенты заполнили все пространство зала. В 14.15 в зал вошли руководитель Мариинки Валерий Гергиев и губернатор Санкт-Петербурга Владимир Яковлев.

Выставку открыл главный архитектор города Олег Харченко. 'Участники показали все свои способности и выложились полностью, - рассказал он. - У нас теперь есть что обсуждать и есть из чего выбирать'.
Главный заказчик объекта 'Мариинский II' Валерий Гергиев поблагодарил 'москвичей, петербуржцев и энтузиастов, работавших над созданием выставки проектов новой Мариинки'. Глава театра выразил уверенность в том, что театр необходимо развивать, для чего и был организован этот конкурс. «Я предчувствую удовольствие от детального знакомства со всеми работами. Слава Богу, процедура выбора с самого начала не была скучной. И сейчас мы не скучаем", - признался дирижер.

Губернатор Владимир Яковлев в своей речи подчеркнул идею прозрачности выбора проекта-победителя: 'Мы хотим, чтобы горожане выразили свое мнение по результатам международного архитектурного конкурса, который проводится в нашей стране впервые после 1931 года' (тогда подобный конкурс - на лучшее архитектурное решение Дворца Советов - в котором участвовал Ле Корбюзье, проводился в Москве).

Наконец, ко всеобщему удовольствию, Олег Харченко предложил открыть выставку, и поток посетителей влился в Тициановский зал академии. С трудом преодолевая сопротивление толпы, к алой ленточке пробрались Валерий Гергиев, Владимир Яковлев и ректор Санкт-Петербургского госуниверситета Людмила Вербицкая. Руководитель Мариинки первым отхватил золотыми ножницами часть ленточки. Людмила Вербицкая долго не могла совладать с инструментом, и Владимир Яковлев пришел на помощь даме, резанув по атласу и за себя, и за нее.

По регламенту конкурса каждый участник должен был представить поэтажный план нового здания Мариинского театра, общий эскиз проекта и объемную модель. Однако все соискатели победы не ограничились перечисленными моделями и добавили еще и компьютерную анимацию - на мониторах можно было посмотреть 'мультик' о каждом проекте.

Требования к проекту, разработанные городской администрацией, службами главного архитектора Петербурга, КГИОП и другими ведомствами, были очень жесткими и не предусматривали никаких 'творческих' компромиссов.

Однако каждый участник сумел разглядеть в этих цифрах 'свой' Мариинский театр.

В проекте Араты Исозаки (Arata Isozaki) будущее Мариинки предстает в конструктивистских простых геометрических формах, кое-где акцентированных яркими вкраплениями желтых, красных, синих и черных вытянутых прямоугольников. Петербуржец Сергей Киселев соединил 'прошлое' и 'будущее' Мариинского театра огромным стеклянным тоннелем, сделав две сцены единым театральным комплексом. У этого проекта как минимум два оригинальных решения - небольшая башня с позолоченным шпилем, который повторяет шпиль Морского собора, и специальный VIP-подъезд для особо важных посетителей: по нему можно подняться в здание прямо от набережной канала Грибоедова, прибыв сюда на катере.

Негласный фаворит конкурса Эрик Оуэн Мосс (Eric Owen Moss) выставил проект, с которого, собственно, и начался международный конкурс. Футуристический проект строительства и реконструкции комплекса зданий Мариинки, подготовленный американцем для театра Валерия Гергиева около полутора лет назад, получил резко негативную оценку городской администрации и определение 'мешок мусора' из уст самого губернатора.

Вообще Яковлев, как и положено, после краткого осмотра дал оценку выставке первым. Почти бегом пробежавшись по залу, он заявил: 'Проекты очень интересные, яркие, неожиданные. Конечно, сделать свой выбор так сразу не получится. Надо сюда прийти еще раз, все внимательнейшим образом осмотреть, понять замысел создателей. Я призываю всех горожан ознакомиться с проектами и высказать свое мнение об увиденном. Ведь их мнение тоже будет играть свою роль'.

Валерий Гергиев на осмотре выставки много и охотно комментировал свой взгляд на 'вторую сцену' Мариинки: 'Почему вторая сцена? Потому что творческий потенциал перерос технические возможности, которыми мы располагаем на сегодняшний день. Даже не самые сложные в техническом плане постановки оборачиваются тем, что Мариинка закрывается на 10-15 дней. Это ведет к простою одной из лучших в мире оперных и балетных трупп'. Дольше всего он задержался возле двух стендов - с проектами Сергея Киселева и Доминика Перро (Dominique Perrot). Последний предложил накрыть корпус новой сцены огромной позолоченной сетью, превратив все здание в одну сплошную метафору гигантского самородка - и золота, и человеческого таланта.

Директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский поделился своими первыми впечатлениями: 'Работы очень тонко и бережно обращаются с городской средой исторического центра. Мы увидели здесь много интересных решений, достойных любой европейской столицы. Не представляем, как будет делать свой выбор жюри - достойных сильных работ очень много'.

В книге отзывов уже после получаса работы выставки появились первые записи: 'Больше всего понравился проект бюро С. Киселева. Очень хочется, чтобы этот проект украсил наш город', 'Безусловно Moss! Оригинально и светло!', 'К сожалению, все проекты по уровню организации сцены - это XVIII век. А ведь театр мы строим в XXI веке. Необходимо учесть кибернетическую технику, возможности погружения в кибернетическую среду. Институт артоники', 'Первое место, это очевидно, у Доминика Перро!', 'Огромное наслаждение любоваться лучшими творениями лучших зодчих мира. Рейнберг+Шаров, Земцов и Кондиайн, Мосс! Великолепно!'.

Как сообщил Олег Харченко, отзывов ожидается на несколько десятков увесистых томов. 'Мы столкнулись с проблемой, как объяснить членам жюри, что никто не собирается влиять на их решение. Я могу гарантировать, что мнение горожан обязательно будет доведено до каждого члена жюри'.

Окончательное решение жюри должно быть вынесено не позднее 28 июня 2003 года. Строительство второго здания Мариинки должно закончиться в 2008-2010 гг.

СПРАВКА

Международный архитектурный конкурс на проект нового здания Мариинского театра (ГАМТ) организован Министерством культуры РФ в рамках осуществления государственной программы реставрации, реконструкции и развития Мариинского театра и проходит при поддержке администрации Санкт-Петербурга и Академии живописи, скульптуры и архитектуры Санкт-Петербурга. Выставка проектов-финалистов 'Мариинского II' была назначена на 12 мая, однако из-за юбилейных торжеств ее перенесли на более поздний срок. Как сообщили в оргкомитете конкурса, «это было сделано для того, чтобы его важность не осталась незамеченной для городской общественности за большим количеством юбилейных мероприятий".

Александр Быстрых

реклама

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Реклама

Тип

статьи

Раздел

опера

Театры и фестивали

Мариинский театр

просмотры: 2158



Спецпроект:
На родине бельканто
Смотреть
Спецпроект:
Мир музыки Чайковского
Смотреть