Елена Ивановна Андреянова

Elena Andreyanova

Елена Андреянова. Литография XIX в.

Она была одной из воспитанниц Авдотьи Истоминой, но ее путь в искусстве начинался непросто – ей пришлось конкурировать с самой великой Тальони. Зато ее Жизель на долгие годы стала образцом для молодых танцовщиц.

Елена Андреянова родилась 1 (13) июля 1819 года – практически одновременно со знаменитой Люсиль Гран. И их артистическая судьба сперва была похожа – датчанке покровительствовал главный балетмейстер Королевской оперы Бурнонвиль, были и другие покровители, а Елена очень рано, еще не закончив школы, стала гражданской женой директора императорских театров Александра Михайловича Гедеонова. Гран рано проявила характер и настояла на своем праве учиться в Париже. А Андреянова выучилась командовать Гедеоновым, человеком довольно сложным, и могла даже запустить в него танцевальным башмаком.

Когда в Россию приехал Филипп Тальони с дочерью, Андреянова стала посещать его класс и занималась у Марии Тальони. Училище она закончила успешно и была выпущена из него в апреле 1837 года. Со следующего года Андреянова уже танцевала главные партии, но завоевать популярность у петербургских зрителей, преклонявшихся перед зарубежной сильфидой Тальони, было непросто. Она сделала все, что могла, но репертуар Тальони, который тогда царил на петербургской сцене, плохо подходил к ее артистическим данным.

У нее не было той воздушности, которой прославилась Тальони, не было большого прыжка, но она обладала ярким актерским дарованием, силой и темпераментом.

18 декабря 1842 года в Петербурге состоялась премьера балета «Жизель», в котором главную роль исполняла Андреянова. До нее ни одна русская балерина на это не решалась. Воздушный танец первой русской Жизели органично соединялся с пантомимой. Созданный образ поражал драматизмом, особенно удалась сцена сумасшествия. Однако положение ее в театре не изменилось: хотя Андреянова смело танцевала в одних спектаклях с приезжими балеринами и зачастую лучше их, она по-прежнему была ограничена в выборе репертуара – преимуществом пользовались иностранки.

И тогда Андреянова решила, что на Санкт-Петербурге свет клином не сошелся.

В 1843 году она вместе с частью петербургской труппы отправилась в Москву на четырехмесячные гастроли. Зрители встретили танцовщицу враждебно, считая ее соперницей тамошней примы Екатерины Санковской. К тому же многие полагали, что своим положением она обязана исключительно Гедеонову. Театралы шикали и свистели, недовольство на галерке возрастало с каждым спектаклем настолько, что властям пришлось помещать в верхние ярусы специальный наряд полиции. Артисты, танцевавшие с Андреяновой, видели в этих гастролях попытку подчинить московские театры петербургской дирекции. Но балерину это не испугало. Она повторила свои гастроли в сезоне 1844–1845 годов, познакомив москвичей с балетами «Пери» и «Тень». А потом отправилась покорять Европу – Париж, Гамбург, Брюссель и Милан.

Свидетелем ее триумфа оказался писатель Н.И. Греч: «Андреянова вылетела из кулис и вскоре привела всю залу в восторг исступленный… Дамы из лож размахивали платками, мужчины вопили… Заставили повторить… Кричат: «Еще раз! Еще!» Андреянова вышла на сцену, осыпанная цветами, и изъявила готовность свою исполнить желание публики, но в то же время с выражением жалости взглянула на танцевавшего с нею Депласа: он выбился из сил, едва дышал и с трудом подбирал венки, брошенные его счастливой совместнице».

Один парижский журнал писал тогда: «При выходе госпожи Андреяновой на сцену мы с минуту опасались, что она не успеет победить своего волнения. Но при первых же позах раздались громкие рукоплескания. Черты госпожи Андреяновой исполнены прелести, красоты и достоинства. По изяществу ее фигуры, по правильности ее поз, по гибкости ее движений сейчас же узнаешь ученицу Тальони. Но госпожа соединяет в себе качества, принадлежащие собственно ей самой: чрезвычайную силу, благородность движений. Словом, дебют г-жи Андреяновой увенчался успехом… Легкость, грация, сила, огонь – все эти драгоценные и прелестные качества, которыми отличается талант русской танцовщицы, очаровали публику».

Однако дирекция Парижской оперы не только не заплатила ей за выступления, а, наоборот, потребовала… плату за возможность показать свое искусство. Это дорого обошлось Парижу – Андреянова, познакомившись с одним из танцовщиков, уговорила его приехать в Россию. Она нуждалась в партнере, который бы подходил к ее данным и был бы не просто классическим, но владеющим характерным танцем и жанровой пантомимой танцовщиком. Убедить Гедеонова принять на службу француза ей было нетрудно. В итоге Франция лишилась – а Россия приобрела Мариуса Петипа.

Гастроли продолжались – она танцевала в «Ла Скала», и успех был так велик, что там были выпущены портреты балерины и отчеканена бронзовая медаль с ее изображением. Такой чести удостаивались здесь лишь Мария Тальони и Фанни Эльслер. В Италии Андреянова для расширения своих профессиональных знаний брала уроки у знаменитого педагога Карло Блазиса.

Вернувшись в Петербург летом 1846 года, балерина с блеском выступила в «Пахите», поставленной специально для нее Мариусом Петипа, который сам исполнил роль Люсьена. Но ее опять ожидало трудное испытание. Через два года в Россию приехала очередная европейская знаменитость – Фанни Эльслер. Не желая соперничать со «звездой», покровителем которой считался сам император, Андреянова вновь отправилась в Москву. Тамошние зрители продолжали относиться к ней настороженно – дошло до того, что на сцену во время реверансов Андреяновой прямо к ее ногам была брошена дохлая черная кошка. Но потом «Пахита», «Жизель», «Пери», «Сатанилла» потрясли даже поклонников Санковской.

В 1852 году Андреянова побывала в Лондоне, но эти гастроли оказались неудачными. Вернувшись на родину, балерина с грустью узнала, что в петербургской труппе снова иностранка! И тогда она решила ехать в провинцию, взяв с собой артистов Большого театра и воспитанниц московской балетной школы. Одесса, Харьков, Полтава, Киев, Воронеж, Тамбов – вот маршрут этих гастролей. А репертуар – «Пахита», «Жизель», «Эсмеральда», «Тщетная предосторожность»…

Успех, сопровождавший труппу в продолжение всей поездки, навел Андреянову на мысль поставить большой двухактный балет «Бахчисарайский фонтан». Его премьера состоялась в Воронеже. А вскоре артистку уволили из театра – она прослужила двадцать два года, формально все было правильно. В придачу успешно начатые гастроли неожиданно прервались: в Одессе труппу распустили – шла Крымская война, городу угрожала бомбардировка. Из-за беспечности Елены Ивановны, ведавшей всеми финансовыми и хозяйственными делами, выступления не принесли гастролерам особой денежной прибыли…

Изнурительные поездки по городам, большие физические и нервные перегрузки, пошатнувшиеся материальные дела – все это подорвало здоровье танцовщицы. Она возвратилась в Петербург, откуда через некоторое время выехала за границу, уже тяжело больная.

Скончалась Елена Андреянова в Париже в октябре 1857 года и похоронена на кладбище Пер-Лашез.

Д. Трускиновская

реклама

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Реклама

Дата рождения

13.07.1819

Дата смерти

26.10.1857

Профессия

балерина

Страна

Россия

просмотры: 5534
добавлено: 06.04.2011



Спецпроект:
В гостях у Belcanto.ru
Смотреть
Спецпроект:
На родине бельканто
Смотреть