Адольф Шарль Адан

Adolphe Charles Adam

Адольф Шарль Адан (Adolphe Charles Adam)

Автор всемирно известного балета «Жизель» А. Адан был одним из наиболее знаменитых и любимых композиторов Франции первой половины XIX в. Его оперы и балеты пользовались огромным успехом у публики, слава Адана еще при жизни перешагнула рубежи Франции. Наследие его огромно: свыше 46 опер, 18 балетов (среди которых «Дева Дуная», «Корсар», «Фауст»). Его музыку отличают изящество мелодии, пластичность рисунка, тонкость инструментовки. Адан родился в семье пианиста, профессора Парижской консерваторий Л. Адана. Известность отца была довольно большая, среди его учеников — Ф. Калькбреннер и Ф. Герольд. В молодые годы Адан не проявлял интереса к музыке и готовился к карьере ученого. Тем не менее он получил музыкальное образование в Парижской консерватории. Сильное воздействие на развитие его композиторских способностей оказала встреча с композитором Ф. Буальдье — одним из ведущих французских композиторов того времени. Он сразу заметил в Адане мелодический дар и взял его в свой класс.

Успехи молодого композитора были настолько значительны, что в 1825 г. он получил Римскую премию. Адана и Буальдье связывали глубокие творческие контакты. По эскизам своего учителя Адан написал увертюру к самой известной и популярной опере Буальдье «Белая дама». В свою очередь Буальдье угадал в Адане призвание к театральной музыке и посоветовал ему в начале обратиться к жанру комической оперы. Первая комическая опера Адана была написана в 1829 г. на сюжет из русской истории, в которой одним из главных действующих лиц был Петр I. Опера называлась «Петр и Екатерина». Наибольшую известность и популярность снискали оперы, появившиеся в последующие годы: «Хижина» (1834), «Почтальон из Лонжюмо» (1836), «Король из Ивето» (1842), «Калиостро» (1844). Композитор писал очень много и быстро. «Почти все критики обвиняют меня в слишком быстром сочинении, — писал Адан, — я сочинил „Хижину“ за пятнадцать дней, „Жизель“ — за три недели и „Если бы я был королем“ — за два месяца». Однако наибольший успех и самая долгая жизнь выпала на долю его балета «Жизель» (либр. Т. Готье и Г. Корали), послужившего началом т. н. французского романтического балета. С балетом Адана связаны имена замечательных балерин Ш. Гризи и М. Тальони, создавших поэтичный и нежный образ Жизели. Имя Адана было хорошо известно в России. Еще в 1839 г. он приезжал в Петербург, сопровождая в гастрольной поездке свою ученицу — известную певицу Шери-Куро. В Петербурге царило увлечение балетом. На сцене выступала Тальони. Композитор был свидетелем успеха танцовщицы в главной партии его балета «Дева Дуная». Оперный театр произвел на Адана двойственное впечатление. Он отмечал недостатки оперной труппы и лестно отзывался о балете: «...Здесь все поглощают танцы. И к тому же, так как в Петербург почти никогда не приезжают иностранные певцы, местные артисты лишены знакомства с хорошими образцами. Успех певицы, которую сопровождаю, был поэтому громаден...»

Все новейшие достижения французского балета быстро переносились на русскую сцену. Балет «Жизель» был поставлен в Петербурге в 1842 г., через год после парижской премьеры. Он и по сей день входит в репертуары многих музыкальных театров.

В течение ряда лет композитор не приступал к сочинению музыки. Поссорившись с директором театра Opera Comique, Адан решил открыть собственное театральное предприятие под названием Национальный театр. Он просуществовал всего лишь год, и разорившийся композитор вынужден был, для того чтобы поправить свое материальное положение, вновь обратиться к композиции. В эти же годы (1847-48) появляются в печати его многочисленные фельетоны и статьи, а с 1848 г. он становится профессором Парижской консерватории.

Среди сочинений этого периода — ряд опер, поражающих разнообразием сюжетов: «Тореадор» (1849), «Жиральда» (1850), «Нюрнбергская кукла» (по новелле Т. А. Гофмана «Песочный человек» — 1852), «Будь я король» (1852), «Фальстаф» (по В. Шекспиру — 1856). В 1856 г. был поставлен один из самых популярных его балетов «Корсар».

С литературным талантом композитора русская публика имела возможность познакомиться на страницах Театрального и музыкального вестника, опубликовавшего в 1859 г. на своих страницах фрагменты из воспоминаний композитора. Музыка Адана составляет одну из ярких страниц музыкальной культуры XIX в. Не случайно К. Сен-Санc писал: «Где чудные дни „Жизели“ и „Корсара“?! Это были образцовые балеты. Необходимо воскресить их традиции. Ради бога, если это возможно, отдайте нам прекрасные балеты былых времен».

Л. Кожевникова

реклама

вам может быть интересно

Исаак Стерн Инструменталисты

Произведения

Если бы я был королём (Адан) (classic-music.ru) 29.05.2011 в 14:52
Жизель (Адан) 29.03.2011 в 20:24
Корсар (Адан) 29.03.2011 в 06:59
Тореадор (Адан) 12.01.2011 в 20:06

Публикации

рекомендуем

Театральное бюро путешествий «Бинокль»

смотрите также

Реклама

Дата рождения

24.07.1803

Дата смерти

03.05.1856

Профессия

композитор

Страна

Франция

просмотры: 13108
добавлено: 04.12.2010



Спецпроект:
Мир музыки Чайковского
Смотреть
Спецпроект:
На родине бельканто
Смотреть