На первом концерте абонемента «Солист Денис Мацуев»

Вагнер, Лист и Бетховен с РНМСО и Дмитрием Юровским

Полностью симфонические программы и симфонические программы с участием в них солистов-инструменталистов при всей их жанровой родственности — два различных полюса притяжения для слушателей. Особенно, если концерт значится в афише в составе именного абонемента известнейшего исполнителя. Особенно, если за дирижерским пультом данного концерта заявлен один из харизматичнейших маэстро современности. Эти два «особенно» как раз и сошлись в первом концерте абонемента Московской филармонии «Солист Денис Мацуев», который прошел в Концертном зале имени Чайковского 30 октября. В этот вечер место за дирижерским пультом Российского национального молодежного симфонического оркестра (РНМСО) занял маэстро Дмитрий Юровский.

Абонемент разлетелся невероятно молниеносно, и в день названного концерта в зале просто яблоку негде было упасть! Причиной подобного ажиотажа, понятно, стал любимец московской публики Денис Мацуев, ведь собственно вокруг его имени абонемент № 6 из трех концертов с РНМСО – неизменным на все три вечера коллективным участником – и был сформирован. К слову, следующие концерты этого абонемента состоятся 26 ноября и 10 декабря, а мы всё дальнейшее внимание сосредоточим на программе первого концерта. В нём прозвучали опусы двух титанов-романтиков XIX века Рихарда Вагнера и Ференца Листа, а водоразделом между ними стала прелестно прозвучавшая популярная увертюра фа минор из музыки Людвига ван Бетховена к трагедии Гёте «Эгмонт» (1810, op. 84).

В этот вечер Вагнер постоянно предварял Листа, и в первом отделении знаменитый реформатор оперного жанра был представлен увертюрой к опере «Тангейзер» (1845), а во втором – увертюрой к опере «Нюрнбергские мейстерзингеры» (1862). «Терапия» музыкой Листа – восхитительная и всепоглощающая! – в первом отделении началась со Второго концерта для фортепиано с оркестром ля мажор (1839–1861, S. 125), а во втором отделении на волне эмоционально чувственной, отчасти меланхолически нежной, но рельефной и настойчиво властной медитации завершилась Первым концертом ми-бемоль мажор (1849–1856, S. 124). В оба концерта композитор вносил изменения на протяжении многих лет, создав шедевры одночастной романтической формы, внутри которой смог высказаться свободно и безудержно легко, патетически возвышенно и захватывающе виртуозно.

Вторя Листу, свободой и безудержной легкостью виртуозной интерпретации обоих опусов смог покорить публику и Денис Мацуев. Мастер пронзительно мощного, воистину драматического, подчеркнуто психологического пианизма предстал поэтом-романтиком в чистом виде, рафинированно утонченным художником, прикасавшимся к музыкальной палитре Листа глубоко и точно, чутко и страстно, перемежая героическую пафосность и мощную внутреннюю музыкантскую энергетику с узорчатостью и тончайшей вязью…

Среди исполнителей и слушателей Первый фортепианный концерт Листа наиболее популярен, и, возможно, именно поэтому был прибережен для финала вечера, который и солистом, и дирижером, и музыкантами оркестра оказался выстроенным, что называется, с точностью до миллиметра. Но во Втором концерте пианисту-виртуозу всё же удалось сказать несколько больше, чем пианисту-виртуозу. Его фактуру, в отличие от простой – если бы она не была такой сложной! – виртуозности Первого концерта, он смог наполнить грузом душевных исканий, мятежностью, рельефно пульсирующей неуспокоенностью…

К радости публики, разгоряченной излюбленным Первым концертом Листа, Денис Мацуев под занавес вечера блестяще исполнил сольно три небольших пьесы на бис – этюд «Жонглёрша» Морица Мошковского, «Presto» Франсиса Пуленка, а также импровизацию в джазовом стиле, в финале которой отчетливо удалось «опознать» популярнейшую пьесу Эдварда Грига «В пещере горного короля» из сюиты «Пер Гюнт». Пианистическая часть вечера, таким образом, удалась на славу, и, переходя к чисто симфонической, остается только сказать: альянс дирижера и солиста сложился самый что ни на есть сотворческий! Взаимодополнение и взаимопроникновение аккомпанемента оркестра и сольной партии явило завидную музыкантскую органику и подлинное стилистическое единство.

Открывшая программу концерта увертюра к «Тангейзеру» напомнила рецензенту о встрече с этой оперой в Генте на спектакле Фламандской оперы – о давней постановке 2015 года. В оркестровой яме в качестве дирижера-постановщика как раз и находился тогда Дмитрий Юровский, на тот момент всё еще занимавший в этом театре пост главного дирижера. При всём нарочитом режиссерском ультрарадикализме той постановки музыка и певцы стали тем главным, ради чего и стоило окунуться в «многокилометровые» музыкальные эмпиреи Вагнера!

О том, что в творческих отношениях с Вагнером у маэстро Юровского всё предельно серьезно и основательно, рецензенту довелось убедиться еще ранее – на «Тристане и Изольде» в постановке 2013 года всё той же Фламандской оперы, но на сцене театра в Антверпене. Прозвучавшая же сейчас пара вагнеровских увертюр (к «Тангейзеру» и «Нюрнбергским мейстерзингерам») филигранной отточенностью исполнения, конечно же, вызвала ностальгические ощущения.

Сегодня, когда в силу сложнейшей геополитической ситуации фактически военного времени массовому музыкальному туризму из России в Европу поставлен заслон, весьма отрадно, что творчество выдающегося дирижера с мировым именем Дмитрия Юровского весьма тесно и необычайно продуктивно связано с Россией. Занимая пост художественного руководителя Новосибирского государственного академического театра оперы и балета, с прошлого сезона маэстро начал сотрудничать с Госоркестром России и РНМСО. В сезоне нынешнем это сотрудничество нарастило и продолжает наращивать объемы, что нельзя не отметить на волне исключительной удовлетворенности и позитивности!

Фото предоставлены пресс-службой Московской филармонии

Если вы купили новую квартиру в Москве и вам требуется заказать дизайн-проект, приглашаем на сайт студии дизайна интерьера. Одно из приоритетных направлений — дизайн в стиле ар-деко. Студия работает с 2013 года, на сайте можно посмотреть примеры работ.

реклама